Савва Шипов
Уже в ноябре будет предложен чек-лист с требованиями к проверкам бизнеса
— На каком этапе в Минэкономразвития находится разработка требований к чек-листам проверок бизнеса со стороны контрольно-надзорных органов? Тема очень животрепещущая для бизнеса, и в рамках форума в Сочи поднималась не раз, в том числе и на уровне премьер-министра Дмитрия Медведева.
— Тема сегодня очень актуальная. У нас есть множество документов, которые содержат требования, предъявляемые к предпринимателям и сохранившиеся с советских времен. Очень важным шагом стало принятие поправок к закону, в соответствии с которыми нормативные акты органов исполнительной власти, принятые в советский период, не должны применяться с 1 июля 2017 года. Это очень важная гарантия, которая позволяет за год всем контролерам провести работу по актуализации своих требований и из старых советских документов перенести их уже в новые нормативные правовые акты.
Но это только часть проблемы. На самом деле те требования, которые устанавливались в документах уже российского периода, также требуют очень серьезной оценки. Жизнь меняется очень быстро, и то, что было актуальным раньше, в девяностые годы, основывалось на советских подходах и стандартах. И с этой точки зрения стоит задача понять, какие требования сейчас предъявляются к тому или иному предпринимателю. Задача непростая не только для самих предпринимателей, но и для контролеров.
Норма, появившаяся в законе, о том, что все органы власти, которые занимаются контролем, должны на своем сайте сгруппировать обязательные требования, вызвала очень серьезную дискуссию. Потому что эта работа может занять не один год: перелопатить все эти тысячи и тысячи требований займет много времени.
С этой точки зрения на первый план выходит еще одна инициатива. Эта норма тоже появилась в законодательстве и связана с тем, что контролер, который выходит на объект, должен иметь некий чек-лист контрольных вопросов. То, что нужно проверить и посмотреть в первую очередь. Уже подготовлены первые методические документы в Министерстве экономического развития. В ноябре мы планируем выйти на проект нормативного правового акта, в котором будут закреплены все правила, связанные с введением и формированием перечня таких требований. Ну а дальше уже потребуется серьезная работа, которую каждое контрольное ведомство должно будет провести у себя внутри и подготовить данные документы для того, чтобы предприниматели почувствовали, что требования становятся актуальными, прозрачными, и эффективность действия контролера от этого улучшается.
— То есть это будет некий универсальный набор требований контролирующих органов, которые они должны будут прописать в своих чек-листах. Правильно?
— Не совсем.
Первый шаг — отказаться от советских документов. Второй шаг — создать четкий, понятный, исчерпывающий перечень всех требований, третий шаг — изложить основные требования в контрольных листах, чтобы предприниматель понимал, что в первую очередь у него проверят, и мог сориентироваться и подготовиться. При этом второй и третий этапы могут идти параллельно.
— Сообщалось, что правительство сократит 13 дублирующих функций у министерств и ведомств при осуществлении контроля и надзора. Можно ли уже озвучить эти функции и ведомства, в которых это будет сокращено?
— Я должен сказать, что это только первый шаг очень большой, серьезной работы. Мы в начале года собрали предложения у «Большой четверки», у наших ведущих бизнес-ассоциаций: что является избыточными требованиями, что мешает жить предпринимателю в первую очередь, от чего можно отказаться.
К нам поступило множество разных предложений. Около 80 предложений мы сочли правильными и актуальными, дальше отработали их в режиме «лицом к лицу» с контролерами, которые за эти функции отвечают. В результате были приняты разные решения, но эти 13 тем, с нашей точки зрения, передовые. Это те функции, от которых готовы отказаться многие из контрольных органов. Я приведу пример: Ростехнадзор, Роструд, Ространснадзор.
— В одном из своих недавних интервью вы сообщали, что в России будет введена обязательная идентификация личности при подаче жалобы. На какой стадии проработки находится данное предложение? Как это будет осуществляться технически?
— Здесь требуется уточнение: я говорил не обо всех жалобах, а о жалобах на предпринимателей, поступающих в контрольно-надзорные органы.
Во-первых, уже сейчас приняты поправки к законодательству, в соответствии с которыми обращение в электронном виде должно осуществляться с идентификацией. Либо через портал государственных услуг, где каждый идентифицирует себя, либо с использованием электронной цифровой подписи. Данное изменение уже внесено в законодательство, но вступит в силу с 1 января 2017 года. В то же время не решена история, связанная с подачей бумажных жалоб. В чем проблема? Сейчас многие недобросовестные предприниматели «заказывают» таким образом своих конкурентов. Они строчат разные жалобы, нанимают специальных «писателей» и тому подобное. Но существенная часть содержащейся в таких обращениях информации не является правдой. При этом контрольный орган, как ответственный за эту тему, получив такую жалобу, обязан провести проверку, если содержатся сведения об угрозе жизни и здоровью людей. Помимо необходимости идентификации электронных обращений, были приняты поправки, которые дают некоторые возможности для контролеров сначала понять, насколько описываемая ситуация правдоподобна, и до проведения проверки собрать какую-то информацию. Раньше даже такой возможности не было, сразу надо было принимать решение.
— Продолжая тему бумаг. Расскажите, пожалуйста, более подробно об идее отказаться от бумажных версий документов для граждан и бизнеса и перейти на реестровую модель. В какие сроки это может быть введено в РФ? Какие трудности могут возникнуть при переходе на такую модель работы?
— Да, это тоже очень важный вопрос. Ведь сейчас цифровые технологии развиваются семимильными шагами. И с этой точки зрения смешно, когда для подтверждения какого-то факта ты имеешь бумагу. Ведь бумага — это всегда возможность подделки. Бумагу можно смело заменить на запись в электронном реестре, который доступен в интернете и который можно легко проверить. Более того, замена бумаги на такую запись в реестре позволяет и другим ведомствам не спрашивать бумагу при получении госуслуги, а запросить в нужном реестре нужную информацию, в онлайн-режиме получить и минимизировать трудозатраты для человека.
У нас уже есть положительные примеры перехода от бумажной модели. В Росреестре, например. Или сертификация продукции. Но, к сожалению, еще очень много ситуаций, когда требуется бумажный документ. И, более того, нет единых реестров, они только формируются. Нет единых реестров всех данных о физлицах. Мы считаем, что по массовым видам услуг это должно быть сделано в первую очередь. Например, адрес проживания, регистрация по месту жительства, выписка из домовой книги, регистрация транспортного средства.
При предоставлении госуслуги ведь что обычно происходит? Одна бумага на предоставление госуслуги сравнивается с другой бумагой, с вашими паспортными данными, с какой-то справкой. Сравнили, если да — запись внесли. Человеку не обязательно это делать. Если информация одна и информация вторая будут находиться в электронных системах, они могут сравниваться без участия чиновника. И запись может вноситься также без его участия, без выдачи каких-то бумаг. Это очень серьезно поможет оптимизировать работу всего государственного аппарата.
— Это пока только планы? Или вы уже разрабатываете какие-то технические модели?
— Это уже реальная работа. Но она не может быть сделана быстро, потому что требует поправок к законодательству. Мы сейчас разрабатываем такой документ по лицензированию.
Есть документ, связанный с регистрацией транспортных средств. Мы готовим доклад в правительство, в котором приведем перечень тех случаев, где, на наш взгляд, это надо сделать в первую очередь. И надеемся, что дальше будет поручение всем, кто отвечает за каждую конкретную сферу, провести такую работу по изменению в законодательстве и перейти на реестровую модель.
— В идеале через сколько лет мы можем отказаться от бумаг и перейти на эту модель?
— Вы знаете, сложно однозначно ответить. Самое сложное — это не только внести изменения в законодательство, но и создать эту структуру, информационные системы, которые все регистрируют, систематизируют данные и защищены от внешнего взлома. Но, думаю, это вопрос достаточно короткого времени. У нас нет возможностей для разбега, мы и так с этой точки зрения отстаем. Поэтому 3–5 лет — это тот срок, за который должны произойти коренные изменения.
http://economy.gov.ru, 05 октября 2016 г