Общероссийское отраслевое объединение работодателей
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Некрасов Александр Николаевич

Руководитель Главного управления МЧС России по Республике Хакасия

В связи с оптимизацией расходов в системе МЧС России в течение уже двух лет ведется планомерное сокращение штата.

Некрасов Александр Николаевич, Руководитель Главного управления МЧС России по Республике Хакасия

Руководитель Главного управления МЧС России по Республике Хакасия Александр Некрасов дал эксклюзивное интервью 19rus.info – первое с начала работы в регионе.   Александр Некрасов получил назначение на должность начальника в мае 2015 года. На тот момент республика только начала долгий и тяжелейший путь восстановления после массовых пожаров, произошедших 12 апреля. К тому же, не успел забыться и скандал в самом управлении МЧС по Хакасии, после которого осенью 2014 года был отстранен руководитель республиканского Главка МЧС Андрей Фирсов.

          О важных выводах, сделанных после апрельской трагедии, кадровых изменениях в ведомстве, о том, каково это – приехать в испепеленную Хакасию и многом другом рассказал Александр Некрасов.

 

 

— Александр Николаевич, 27 декабря МЧС России будет отмечать 25-летие со дня образования, с чем мы и поздравляем весь ваш коллектив. Но юбилейный для министерства год омрачился большой трагедией в республике. Вы прибыли в Хакасию из другого региона. Ваш взгляд со стороны – как могла произойти ЧС такого масштаба?

          — Мне сложно оценивать те события, так как в апреле меня на территории республики еще не было. Но, я постоянно анализирую произошедшее 12 апреля. Пытаюсь найти ответ, почему это произошло. Выслушиваю мнения других людей – жителей, принимавших участие в тушении пожаров, руководителей на местах, в муниципальных образованиях. Однозначного ответа нет и сегодня, спустя полгода после трагедии. С одной стороны, прослеживается банальная безалаберность людей, которые не обратили должного внимания на установившиеся погодные условия. На территории Хакасии практически с начала года установился высокий класс пожарной опасности, но люди пренебрегли элементарными правилами. Где-то это была стихия, которая сыграла свою роль, превратив небольшие возгорания в масштабные пожары. Назвать однозначную причину столь массовых пожаров я не могу. Да, наверное, никто на данный момент этого сделать не сможет. Причины возникновения пожаров в каждом населенном пункте, где горело жилье, гибли люди, могли быть разными. Однако, я все же склоняюсь к тому, что основной причиной стал человеческий фактор. Тот же степной пал не возникает из ниоткуда. Это результат непотушенного костра, брошенного окурка, сжигания сухой травы, мусора…

 

— На недавнем «круглом столе» в отделении Народного Фронта вы также говорили о многих недоработках местных властей. Как вы считаете, это личная халатность глав, или же у них не было финансовой возможности выполнять противопожарные требования?

          — Я считаю, в ряде муниципалитетов продолжают относиться к вопросам пожарной безопасности по остаточному принципу. Складывается впечатление, что главы некоторых районов надеются на русский авось. Некоторые главы не находят возможности проводить предупредительные мероприятия – опашку, контролируемый отжиг, создание минерализованных полос вокруг населенных пунктов. Ищут на то различные причины.

 

— Отсутствие финансирования?

          — В основном ссылаются на это. Действительно, финансовый вопрос сейчас очень сложный не только в Хакасии, но и в целом по стране. Как бы то ни было, элементарные меры могли бы быть предприняты. Проанализировав апрельскую ситуацию, наши специалисты пришли к выводу, что подготовить те же водоисточники было вполне по силам муниципальных властей. Необходимо было просто содержать их в рабочем состоянии, чтобы пожарные автоцистерны могли забирать из них воду. Необходимо было запустить и систему оповещения даже в тех населенных пунктах, где нет связи, установить элементарную рынду, придумать другие способы оповещения людей. Просто об этом нужно думать, постоянно искать разные способы защиты граждан, исходя из собственных возможностей и особенностей поселений. Поэтому я считаю, что в некоторых отдельных случаях да, прослеживается и личная халатность глав, которые не оценили всей угрозы, несмотря на установившиеся классы пожарной опасности, несмотря на неоднократные предложения и предупреждения, в том числе и со стороны надзорных органов.

 

— Но сейчас, как известно, зайти в муниципалитет с проверкой без предупреждения довольно проблематично?

          — Сегодня в рамках снятия административных барьеров пожарный надзор значительно сократил число проверок и ведет их с прокуратурой в соответствии с утвержденными планами. Возможно, этот момент тоже сыграл свою роль в отношении отдельных глав к вопросам пожарной безопасности. Происходит недооценка той ответственности, которая возложена на глав, в части обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей в целом.

— С момента трагедии прошло больше полугода. Однако до сих пор не обнародованы списки погибших. Быть может, вы сможете пояснить, почему?

          — По погибшим проведены все экспертизы, произведены все выплаты за исключением тех случаев, где не удалось установить родственников погибших людей и таким образом не установлены получатели денежных средств.

К сожалению, есть разночтения по общему числу погибших. Разные источники предоставляют разные данные – 28, 32, 34 человека. Например, по данным МЧС, на пожарах погибли 28 человек, так как мы учитываем погибших непосредственно на месте происшествия до оказания медицинской помощи. Такая процедура учета определена руководящими документами. К сожалению, несколько человек скончались от полученных ран и ожогов уже в медицинских учреждениях, и у минздрава цифра уже другая. Я понимаю, что это разночтение вызывает недоумение.

 

— Отсутствие официального пофамильного списка погибших наводит на мысли о сокрытии реального числа погибших, которых может быть больше. Допускаете ли вы такой вариант?

          — Не думаю, что кто-то намерен скрывать факт смерти того или иного человека. Не вижу в этом смысла. Опять же, я могу говорить лишь о данных по линии МЧС России. Думаю, правильнее всего в подобных ситуациях пользоваться данными следственных органов.

 

— Какие шаги предпринимаются силами МЧС, чтобы подобная трагедия не повторилась?

          — Можно назвать два основных направления работы, которые, кстати сказать, мы осуществляем непрерывно, вне зависимости от чрезвычайной ситуации 12 апреля. В первую очередь это противопожарная профилактика и надзор за исполнением законодательства в области пожарной безопасности. Во вторую – подготовка собственных сил и средств для своевременного реагирования на подобные ЧС.

 

— Вы имеете в виду учения?

          — В том числе, конечно. А также выезды на места дислокации подразделений республиканской пожарной охраны и добровольных пожарных дружин с целью проверок их готовности и оказания помощи.

 

— Вы прибыли в Хакасию не в самой благоприятной для нее ситуации. Сложно ли было начинать работать в условиях масштабного восстановления?

          — На любом новом месте начинать сложно. По опыту скажу: особенно сложно первый год. С учетом ЧС, которая здесь произошла, тех работ, которые велись и ведутся, достаточно непросто. Главное управление МЧС России по Хакасии работало в режиме чрезвычайной ситуации практически целый год, ведь до этого был мощный продолжительный паводок 2014 года. Кроме повседневной деятельности, которую с Главка никто не снимает, наши подразделения принимают участие во всех аварийно-восстановительных работах после чрезвычайных ситуаций и крупных происшествий. Кроме того, апрельские пожары наложили серьезный отпечаток на личный состав. Была испытана серьезная психологическая нагрузка. Но, справились. Нужно отдать должное руководству Министерства, руководству Сибирского регионального центра, практически ни один участник тех событий не остался без ведомственных наград МЧС России.

— Много ли вам пришлось исправить, изменить в системе управления МЧС по Хакасии?

          — Структура, которая работает в Хакасии, не отличается от структур главных управлений в целом по России, поэтому не было особой необходимости что-то менять. Громких отставок в Главном управлении не было. Некоторые сотрудники приняли решение уволиться, но, я считаю, что это текущий процесс. В связи с оптимизацией расходов в системе МЧС России в течение уже двух лет ведется планомерное сокращение штата. В текущем году незначительные увольнения прошли среди руководящего состава, также на 10 процентов стали малочисленнее органы пожарного надзора.

 

www.19rus.info u   28 октября 2015 года

Наши партнеры