Комаров Максим Валерьевич
Проверять пожарную безопасность объектов с массовым пребыванием людей необходимо уже через год после их ввода в эксплуатацию
О готовности регионов Приволжского федерального округа к пожароопасному сезону и предложениях спасателей по пожарной безопасности торговых центров в связи с пожаром в казанском «Адмирале» агентству «Интерфакс-Поволжье» рассказал заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Приволжского регионального центра МЧС России Максим Комаров.
— Максим Валерьевич, совсем скоро наступит пожароопасный сезон, и регионы начнут вводить особый противопожарный режим. Можете ли Вы сказать по опыту прошлых лет, насколько эффективна эта мера? Какая ситуация с природными пожарами сложилась в прошлом году?
— Статистика показывает, что за 2014 год в ПФО было 960 очагов природных пожаров, наиболее сложно складывалась обстановка в Нижегородской и Оренбургской областях. 37 пожаров в прошлом году произошло с переходом огня от горящей травы на жилые строения.
Особый противопожарный режим предусматривает большую дисциплинированность и большее внимание к этим вопросам, и с каждым годом эта совместная работа дает все больше положительных результатов. Режим заключается в том, что органы власти разного уровня вырабатывают комплекс противопожарных мероприятий, который должен соблюдаться в сухую погоду. Население должно быть более бдительным и следить за всеми своими действиями, в том числе выездами на природу, а некоторые, наиболее горимые места вовсе не посещать. А для тех, кто этого не понимает, предусмотрено увеличение штрафных санкций — как минимум в два раза.
— Готовы ли населенные пункты и регионы Поволжья к пожароопасному сезону 2015 года?
— С 18 февраля по 20 марта межведомственные рабочие комиссии субъектов округа провели проверки готовности субъектов к пожароопасному сезону 2015 года. Признаны готовыми три субъекта округа: Башкирия, Татарстан и Саратовская область. Остальные регионы готовы, но ограниченно, у них есть соответствующие планы и сроки устранения недостатков.
Начата актуализация паспортов пожарной безопасности населенных пунктов. До 30 апреля по поручению правительства РФ мы проводим проверки всех населенных пунктов, граничащих с лесными массивами, затрагиваем, в том числе, объекты экономики, детские загородные лагеря, базы отдыха, садоводческие объединения. В случае выявления нарушений будем выдавать предписания, исполнение которых также будет контролироваться.
— Максим Валерьевич, в нашей беседе не могу не затронуть тему произошедшей в марте трагедии в казанском торговом центре «Адмирал». Что способствовало развитию пожара и привело к большому числу человеческих жертв?
— В торговом комплексе не были выполнены противопожарные преграды между основным зданием и павильоном, перегородки соответствующей степени устойчивости, и при наличии такой большой загрузки и под воздействием высокой температуры здание в минимальный промежуток времени начало терять несущую способность и рушиться.
Плюс ко всему этому здание не было оборудовано должным образом автоматической установкой пожаротушения, отсутствовала система дымоудаления. Возможность гибели людей была очень высока, да и тушение пожара сопровождалось агрессивным поведением арендаторов, которые кидались за своими материальными ценностями прямо в огонь, пытались проникнуть в здание. В результате пожара пострадал 71 человек, из них 17 человек погибли.
— В чью компетенцию входил контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в «Адмирале»?
— Здание торгового комплекса «Адмирал» с 2008 года находилось на реконструкции и с 2013 года функционировало как оптово-розничный торговый комплекс без разрешения на ввод в эксплуатацию.
Мероприятия по надзору сотрудниками органов федерального государственного пожарного надзора в отношении данного объекта не проводились. В соответствии действующим законодательством РФ, проведение государственного контроля и надзора в сфере пожарной безопасности в торговом комплексе «Адмирал» в период с 2008 года входило в компетенцию государственного строительного надзора.
Отмечу, что в мае 2013 года и октябре 2014 года по требованию прокуратуры Кировского района Казани сотрудники отдела надзорной деятельности ГУ МЧС по Республике Татарстан провели обследование торгового комплекса. В ходе обследования в 2013 году выявлено 18 нарушений требований пожарной безопасности, в 2014 году — 11. Эти нарушения можно отнести к непосредственно влияющим на жизнь и здоровье людей и на несущую способность всего здания.
— В связи с пожаром в «Адмирале» Госсовет Татарстана поручил кабинету министров проработать изменения в федеральное законодательство в части пожарного надзора.
— Хочу заметить, что это не только инициатива Государственного совета Республики Татарстан. Здесь мы ведем совместную параллельную работу. Этот вопрос рассматривался на нескольких уровнях, последним и самым основательным из них была коллегия по безопасности при полномочном представителе президента РФ в ПФО, где с соответствующим докладом выступал начальник Приволжского регионального центра МЧС России, генерал-полковник внутренней службы Игорь Паньшин. Он озвучил целый комплекс предлагаемых мер для усиления пожарной безопасности на объектах такого рода.
— Что это за меры?
— С учетом государственной линии поддержки малого и среднего бизнеса, безусловно, ряд моментов, существующих сейчас в законодательстве, где-то дают ему свободу действий, особенно в сфере безопасности. К сожалению, мы видим, что требования безопасности не всегда соблюдаются. Поэтому мы предлагаем не тотально контролировать, а определить категорию объектов с массовым пребыванием людей, которые наиболее опасны, где возможна массовая гибель людей, и на них предусмотреть контроль не только органов государственного пожарного надзора, но и других надзорных организаций, которые могли бы участвовать хотя бы на стадии приемки объекта в эксплуатацию.
Следующая проблема. Даже если объект принимается в соответствии с требованиями (а на стадии приемки соответствие требованиям может выражаться только в требованиях капитального характера), как показывает жизнь, когда этот объект начинает эксплуатироваться, очень важна сама система эксплуатации, соблюдение противопожарного режима. В соответствии с законодательством мы туда выходим первый раз через три года после сдачи в эксплуатацию или реконструкции. Далее наши проверки исходят из того, выявляются ли там какие-либо нарушения.
Этот период, установленный законодательством, — три года — очень велик. За это время может произойти что угодно: перепланировки различного рода, выход из строя систем автоматической противопожарной защиты и т.д. Поэтому одно из наших совместных предложений, которые рассматривались, в том числе, на Госсовете республики, — вывести данную категорию объектов в особый порядок, и первые плановые проверки по ним проводить уже через год после ввода этих зданий в эксплуатацию.
Где-то выходя из своей компетенции, мы пошли еще дальше. Несмотря на то, что мы отталкиваемся от приемки объекта в эксплуатацию, в данном случае (с ТЦ «Адмирал» — ИФ) приемки объекта не было совсем: он начал эксплуатироваться самовольно. Исходя из этого, мы предлагаем включить в обязанности через 131-й федеральный закон «Об органах местного самоуправления» выявление ими (так как вся регистрация начала строительства проходит через них) и направление информации в Госстройнадзор, в прокуратуру, в надзорные органы, чтобы пресекать подобного рода факты.
Со стороны Государственного совета Татарстана и полномочного представителя президента эти предложения будут оформлены как законодательные инициативы. Я думаю, это будет, в том числе, предложение в адрес правительства РФ, и, по нашей информации (мы сотрудничаем с нашими вышестоящими коллегами), со стороны непосредственно МЧС России будет обращение в Государственную думу.
— Прокуратура Татарстана после пожара в «Адмирале» поручила ГУ МЧС РФ по республике провести проверки по всем торговым центрам в республике. В других регионах Поволжья такая работа будет организована?
— Да, это указание получено в целом по линии органов прокуратуры. Они здесь являются координирующим звеном, потому что по законодательству в их полномочия входит выдача поручений на проведение внеплановых проверок. Они сейчас определяют категорию объектов, на которые мы будем внепланово выходить.
Какие-то объекты у нас уже затрагивались в конце 2014 — начале 2015 года в рамках нашей текущей, плановой работы, поэтому о какой-то части объектов мы уже можем сказать, а какая-то будет отработана в рамках совместных проверок с органами прокуратуры или по их поручению.
— По Вашей оценке, собственники торговых объектов стремятся соблюдать требования пожарной безопасности и устранять выявленные нарушения?
— Сказать сложно. Каждый случай индивидуален, но в целом, если брать последние пять лет или еще более дальний период, конечно, динамика выполнения требований пожарной безопасности положительна, то есть процент выполнения наших запросов увеличивается. Надеюсь, что такой трагичный пример, как «Адмирал», еще раз подтолкнет всех наших уважаемых бизнесменов задуматься о безопасности.
— Штрафные санкции за невыполнение требований пожарной безопасности для собственников тех или иных объектов значительны?
— С 2010 года штрафные санкции повышены в разы. Сейчас они соответствуют той сумме финансовых средств, которая необходима для проведения тех или иных противопожарных мероприятий. Если мы берем юридические лица — основную категорию лиц, которая эксплуатирует серьезные объекты, — то для них планка штрафа начинается со 150 тыс. рублей.