Антосенко О.Д.
Если проанализировать причины нарушений, то, во-первых, это низкая квалификация рабочих и инженерно-технической службы, во-вторых, неэффективный строительный контроль, осуществляемый заказчиками и подрядчиками.
За три месяца этого года Мосгосстройнадзор выдал разрешения на строительство 231 нового объекта капитального строительства общей площадью 1,8 млн кв. метров. За аналогичный период прошлого года – 146 новых объектов. Свое видение динамики и проблем строительной отрасли Сергеем Чаевым изложил председатель Комитета государственного строительного надзора города Москвы Олег Антосенко.
– Олег Дмитриевич, какие нарушения встречаются на стройках чаще всего? В чем их причины?
– В ходе надзора было проведено 2327 проверок и выявлено 20 671 нарушение. В числе проверяемых объектов – жилые дома, здания социальной сферы, культуры, административные и торговые, а также объекты дорожной и инженерной инфраструктуры. По результатам проверок выдано 5935 предписаний об устранении выявленных нарушений, 36% нарушений от их общего количества выявлено по качеству строительно-монтажных работ. Остальные связаны с низкой культурой строительного производства, отсутствием исполнительной документации, нарушением требований пожарной безопасности и др. Большая часть нарушений устранена. Если проанализировать причины этих нарушений, то я могу сказать, что, во-первых, это низкая квалификация рабочих и инженерно-технической службы, во-вторых, неэффективный строительный контроль, осуществляемый заказчиками и подрядчиками.
– Провинившихся строителей в основном штрафуете или есть другие меры воздействия?
– На должностных и юридических лиц за административные правонарушения в области строительства вынесено 988 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 106 млн 283 тыс. рублей (в первом квартале 2013 г. сумма штрафов составила 76 млн 805,8 тыс. рублей). За несвоевременное устранение нарушений в арбитражный суд и мировым судьям направлено 121 административное дело, по 62 строительным компаниям материалы направлены в саморегулируемые организации для принятия дисциплинарных мер. Хочу подчеркнуть: собирать штрафы – не самоцель, задача службы – повысить качество и обеспечить безопасность строительства. Все усилия мы сосредоточиваем в этом направлении.
– На ваш взгляд, как решить проблему качества строительства?
– С этой целью в сентябре 2012 года был создан подведомственный Мосгосстройнадзору Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве. Одного инспектора, который с рулеткой выходит на объект, недостаточно, чтобы доказать допускаемые подрядчиком дефекты. А вот инструментальное исследование с помощью специальных приборов и устройств является доказательной базой. В 2013 году по техническим заданиям Мосгосстройнадзора специалисты центра провели свыше 8,7 тыс. выборочных инструментально-технических обследований строящихся зданий, сооружений, дорог, строительных изделий и конструкций, осуществили оценку соответствия 33 новостроек требованиям энергоэффективности. В этом году предстоит выполнить 12 тыс. таких обследований, что на 38% больше, чем в прошлом году. Как результат – уже в прошлом году количество выявленных нами нарушений снизилось на 8% по сравнению с 2012 годом.
– Растет ли число разрешений на ввод в эксплуатацию новых объектов недвижимости по сравнению с предыдущими периодами?
– За первые три месяца 2014 года на территории столицы Мосгосстройнадзор оформил разрешений на ввод в эксплуатацию 1 млн 953,9 тыс. кв. метров недвижимости. Хочу подчеркнуть, что это только те объекты, которые введены в эксплуатацию нашей cлужбой. Как вы, наверное, знаете, оформлять разрешение на ввод объекта в эксплуатацию имеют право федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 25% больше – тогда ввод объектов недвижимости составил 1 млн 552,5 тыс. кв. метров.
Из объектов недвижимости, введенных в первом квартале, – 56 жилых зданий площадью жилых помещений 706,1 тыс. кв. метров. Из них по горбюджету – 28,7 тыс. кв. метров. 4 детских сада на 470 мест, 3 объекта здравоохранения, гостиница, 4 административно-офисных помещения, 6 многофункциональных комплексов, 14 торгово-бытовых объектов, а также гаражи вместимостью 2519 машин. Кроме того, построено и реконструировано 6,8 км улично-дорожной сети, свыше 85 км инженерных сетей. На территории новой Москвы введено в эксплуатацию более 600 тыс. кв. метров недвижимости, из них свыше 400 тыс. кв. метров жилья.
– Важным направлением в работе ведомства стало оформление разрешений в электронном виде. Расскажите об этом.
– С начала 2013 года комитетом обеспечена возможность предоставления в электронном виде государственных услуг в строительной сфере, таких как разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, заключение о соответствии построенного объекта (ЗОС) не только через службу «одного окна» комитета, но и с помощью интернета. Подать заявку можно через «личный кабинет» на московском портале государственных услуг. Очного визита в ведомство ни на одном из этапов рассмотрения заявления застройщику не требуется. Там же, на портале госуслуг, заявитель может отследить ход рассмотрения своего обращения. Получить разрешение можно как в электронном виде с цифровой подписью уполномоченного лица Мосгосстройнадзора, так и через службу «одного окна» – оригинала, либо застройщик может получить документ сразу в двух вариантах.
– Какие еще услуги предоставляет комитет?
– С сентября прошлого года комитет через службу «одного окна» выдает акт освидетельствования выполненных работ. Данный документ подтверждает факт проведения работ по строительству или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского капитала. Это позволяет существенно повысить эффективность использования средств маткапитала для улучшения жилищных условий граждан.
В целом комитет уверенно держит под контролем вопросы качества и безопасности строительства в Москве. Считаю, что мы способны справиться с поставленными задачами и обеспечить должный надзор за строительством.