Общероссийское отраслевое объединение работодателей
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Фёдор Юстус

Главный инспектор по пожарному надзору на Красноярской железной дороге

«с 2011 по 2013 год руководители локомотивных эксплуатационных депо привлекались к ответственности 21 раз. Ответственные лица оштрафованы на общую сумму 94 тысячи рублей».

Фёдор Юстус, Главный инспектор по пожарному надзору на Красноярской железной дороге

Газета Гудок. Выпуск № 43 от 22.11.2013

http://www.gudok.ru/zdr/176/?ID=1005192&archive=31450

Проблема обеспечения надёжной пожарной безопасности на подвижном составе по-прежнему сохраняет свою актуальность. Корреспондент «КЖ» встретилась с одним из главных специалистов в этой области.

– Фёдор Давидович, действительно ли проблема стоит так остро?

– Судите сами. В 2012 году произошло 107 пожаров на железнодорожном подвижном составе ОАО «РЖД», из них 82 при эксплуатации тягового подвижного состава. В том числе 35 на электровозах и 47 на тепловозах. Произошло увеличение количества по сравнению с 2011 годом на шесть и двенадцать случаев соответственно. На локомотивах Красноярской дирекции тяги в 2013 году произошло пять пожаров на электровозах и один – на тепловозе. Прямой материальный ущерб от них составил почти три миллиона рублей.

– Что же случилось, в чём причина?

– Во всех случаях причиной возникновения пожаров послужила техническая неисправность оборудования локомотивов. Во-первых, не хватает должного контроля над ремонтом, а без контроля ремонт оказывается недостаточно эффективным. Во-вторых, не в полной мере работает инвестиционная программа по установке оборудования пожарно-автоматической защиты и пожарной сигнализации.

На участке обслуживания филиала Ведомственной охраны железнодорожного транспорта России на Красноярской железной дороге находится пять локомотивных эксплуатационных депо Красноярской дирекции тяги – Боготол-Сибирский, Красноярск-Главный, Иланская, Ачинск, Абакан. Ремонт и техническое обслуживание тягового подвижного состава осуществляется также в пяти локомотивных ремонтных депо дирекции по ремонту тягового подвижного состава в Красноярске, Иланском, Боготоле, Ачинске и Абакане.

Благодаря совместным усилиям Ведомственного пожарного надзора и руководителей Красноярской дирекции тяги, а также дирекции по ремонту тягового подвижного состава, тенденцию роста количества локомотивов, которые в ходе комиссионных осмотров оценивались неудовлетворительно, всё же удалось остановить. Однако анализ итогов осмотров показывает, что положение дел с обеспечением пожарной безопасности на тяговом и моторвагонном подвижном составе в дирекциях тяги и ремонта тягового подвижного состава продолжает оставаться не на должном уровне.

– Есть ли какая-то возможность влиять на ситуацию в ходе комиссионных осмотров?

– В ходе осеннего комиссионного осмотра работниками Ведомственного пожарного надзора осмотрено 1597 единиц тягового и моторвагонного подвижного состава. Из них 95 единиц получили за противопожарное состояние оценку «неудовлетворительно», что составляет 5,9% от парка локомотивов, получивших оценки.

При проведении осмотра к устранению предложено 2045 нарушений требований и норм правил пожарной безопасности, а всего устранено 2222 нарушения, включая выполнение ранее предложенных к реализации мероприятий.

– В чём причины роста количества локомотивов, оцененных неудовлетворительно?

– Основными причинами приостановления работы локомотивов и, следовательно, снижения оценки за противопожарное состояние является неисправность установок автоматической противопожарной защиты, недостаточное оснащение средствами первичного пожаротушения, средствами защиты органов дыхания и зрения. Одним из самых проблемных вопросов остаётся работа локомотивов трёхсекционного исполнения, поскольку они составляют значительную часть приписного парка электровозов. Большинство из них не оборудовано установками автоматической противопожарной защиты. При их модернизации также не предусмотрен проход в ведомые секции. В связи с этим в пути следования со стороны локомотивной бригады невозможен контроль над внутрикузовным оборудованием таких секций.

– Что делается работниками пожарного надзора для решения выявленных проблем?

– В целях предупреждения подобных случаев, в соответствии с руководящими документами, сотрудники Ведомственного пожарного надзора проводят планомерную профилактическую работу. Старшие инспектора по пожарному надзору принимают участие в сезонных комиссионных осмотрах тягового и моторвагонного подвижного состава, осуществляют проверки противопожарного режима при эксплуатации локомотивов в парках станций, участвуют в заседаниях пожарно-технических комиссий.

Перед проведением каждого комиссионного осмотра главным инспектором по пожарному надзору на Красноярской железной дороге проводятся оперативные совещания с инспекторским составом, осуществляющим мероприятия по контролю в локомотивном хозяйстве, а также представителями причастных дирекций.

На этих совещаниях анализируется ситуация с пожарами в тяговом подвижном составе с момента проведения предыдущего осмотра, обозначаются основные проблемные вопросы, совместными усилиями устанавливаются пути их решения. Во время инструктажа мы требуем от каждого нашего инспектора чёткого выполнения требований регламента мероприятий по контролю над соблюдением пожарной безопасности. Чтобы инспектор не только чётко знал свои полномочия, но и умел отстаивать свою принципиальную позицию.

– Какие меры применяются к нарушителям?

– По фактам выпуска на линию локомотивов, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, мы направляем информацию в Сибирское территориальное управление Государственного железнодорожного надзора. Эти данные являются основанием для привлечения руководителей Красноярской дирекции тяги к ответственности. Так, с 2011 по 2013 год руководители локомотивных эксплуатационных депо привлекались к ответственности 21 раз. Ответственные лица оштрафованы на общую сумму 94 тысячи рублей. Среди них руководители эксплуатационных локомотивных депо Иланская и Боготол.

– Назовите наиболее отличившихся инспекторов пожарного надзора.

– Перечислять всех, пожалуй, не буду. Но как пример принципиальности работников пожарного надзора, принимающих участие в проведении комиссионных осмотров, приведу нашего старшего инспектора в Абаканском отряде Петра Ивановича Вениченко.

– Положение дел с обеспечением пожарной безопасности на тяговом подвижном составе Красноярской дороги оценивается вами как неудовлетворительное?

– Я бы так не сказал, но нашим локомотивщикам, конечно, есть к чему стремиться в сфере пожарной безопасности. Хотелось бы, чтобы диалог между руководителями Красноярской дирекции тяги и дирекции по ремонту тягового подвижного состава строился в более конструктивном русле.

Пора прекратить перекладывать свои недоработки друг на друга и более ответственно подходить к вопросам обеспечения пожарной безопасности. Всё-таки от этого в первую очередь зависят жизнь и здоровье людей и безопасность движения.

Досье «КЖ»

Фёдор Давидович Юстус родился в 1953 году в Новосибирской области. Окончил Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознамённое командное военное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М.Ф. Фрунзе. Имеет опыт работы от начальника восстановительного поезда до главного инспектора пожарного надзора на Красноярской железной дороге. Его труд отмечен знаком МВД России «Лучшему работнику пожарной охраны», медалью «За строительство БАМа», знаком «За заслуги перед Отечеством».

 
Наши партнеры