Яшин В.В.
Контроль за органами должны осуществлять специалисты в этих областях, а не «универсальные бойцы», имеющие в аттестате широкую область аккредитации
Уважаемые коллеги, когда в 1993 году создавалась система сертификации в области пожарной безопасности, перед разработчиками ставилась основная задача: — обеспечить механизм объективного контроля продукции, обеспечивающей пожарную безопасность, в условиях рыночной экономики.
С этой целью были разработаны нормы пожарной безопасности, содержащие основные контролируемые характеристики продукции и методы контроля этих характеристик. И уполномочен один орган по сертификации – ВНИИПО (Пожтест). Выбор был не случаен, поскольку Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны в тот период был единственным учреждением, которое имело прекрасную испытательную базу, обладало высококвалифицированными кадрами, и самое главное было независим с финансовой точки зрения от результатов проводимых испытаний, имело высокий международный авторитет. В институте был создан отдел, укомплектованный ведущими специалистами по направлению деятельности, и создан механизм, практически исключающий подтасовку результатов испытаний. Все это позволило поставить преграды на пути внедрения в России недоброкачественной продукции.
Как в настоящее время выглядит система сертификации продукции с точки зрения эффективного контроля продукции.
Во-первых, на рынке этих услуг работает уже более 100 органов по сертификации. При этом, большинство органов финансово зависимы от количества клиентов, осуществляющих сертификацию, и отсутствие заказов приводит их к банкротству. Поэтому хорошо живут органы, которые лояльно относятся к получаемым показателям и не щепетильно относящиеся к соблюдению процедур сертификации.
Во-вторых, рынок обращения продукции, обеспечивающей пожарную безопасность, не имеет механизмов, обеспечивающих использование действительно эффективной, качественной продукции, соответствующей заявленным поставщиком характеристикам. Самое важное в этой ситуации перенести ответственность на третье лицо.
В-третьих, органы осуществляющие контроль за органами по сертификации, разработав критерии аккредитации, не включили в них проверку достоверности выданных результатов сертификации. Но включили требование о недопустимости ограничения конкуренции в этой сфере.
Такой подход создал условия для действительно рыночных отношений в сфере контроля: — Надо тебе подтвердить какой-то показатель – плати деньги и получай требуемое подтверждение. Выигрывают все: одни безнаказанно зарабатывают деньги на халтурных сертификатах, другие вводят в заблуждение покупателей, третьи снимают с себя ответственность за применение дешевых подделок. Сейчас стало очень популярным переводить с помощью сертификации заведомо горючие материалы в трудногорючие, тонкослойными огнезащитными красками обеспечивать 4-х часовые пределы огнестойкости и т.д.
Поэтому эффективность института сертификации нулевая.
Какой же выход из этого неловкого положения?
На мой взгляд, это сокращение органов по сертификации, контроль за органами должны осуществлять специалисты в этих областях, а не «универсальные бойцы», имеющие в аттестате широкую область аккредитации. Это создание института страхования, охватывающего деятельность на всех этапах обращения продукции на рынке. Это персональная ответственность каждого за свои действия. Это создание органов по сертификации на базе организаций, имеющих государственное финансирование или финансируемых за счет страховых компаний, и не зависимых от доходов от сертификации. И самое главное – нельзя вопросы контроля продукции, отвечающей за безопасность людей, государства, от давать на откуп рынку, поскольку нет такого преступления на которое не пошел бы предприниматель ради 300% прибыли.