Общероссийское отраслевое объединение работодателей
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Шмаков М.В.

Глава Федерации независимых профсоюзов России

Партнерские отношения должны приносить осязаемый, взаимовыгодный результат. Оценивая уровень развития института социального партнерства сегодня, я бы выразил осторожный оптимизм.

Шмаков М.В., Глава Федерации независимых профсоюзов России

Интервью Главы Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова корреспонденту газеты «Труд» Алексею Позднякову

(опубликовано в номере 097 от 16 июля 2013 года)

Завтра в Москве открывается встреча профсоюзных лидеров стран «Группы двадцати» в рамках предстоящего саммита министров финансов и занятости «большой двадцатки». Накануне корреспондент «Труда» взял интервью у председателя ФНПР Михаила Шмакова по актуальным вопросам деятельности профсоюзов внутри страны и на международной арене.

— Михаил Викторович, в июне в Женеве проходила 102-я сессия Международной конференции труда. Как вы оцениваете ее результаты?

— Суть деятельности Международной организации труда заключается в продвижении идеологии достойного труда, защите права на объединение, во всемерном содействии улучшению условий в сфере труда. Не зря сказано: нищета в любом месте является угрозой для благосостояния повсюду. Разве не об этом мы думаем сегодня, когда видим миллионы протестующих на улицах Греции, Италии, Испании, в странах Ближнего Востока, в других уголках земного шара?

Нынешняя сессия Международной конференции труда особая — она была посвящена предстоящему столетию МОТ. Инициативы, предложенные в докладе ее генерального директора Гая Райдера в ознаменование юбилея и направленные на искоренение бедности, стали своего рода «точками кристаллизации» всей программы организации на 2014-2015 годы. Главным условием реализации всех этих начинаний является сохранение, развитие и эффективное применение трудовых стандартов МОТ повсюду в мире.

Трипартизм — этот выработанный МОТ универсальный международный термин, обозначающий механизм взаимодействия представителей наемных работников, работодателей и власти, составляет парадигму социальной справедливости, справедливых трудовых отношений, достойного труда. Таков главный вывод дискуссии по стратегической задаче социального диалога.

В этой связи скажу о двух ключевых факторах социальной справедливости: это доверие и верность. На первый взгляд это внеэкономические понятия. Но лишь на первый. О каком социальном диалоге может идти речь, когда кто-то из трехсторонних участников создает впечатление, что его цель — получить выгоду в ущерб остальным? Когда норма прибыли достигает рекордных высот одновременно с рекордным падением стоимости труда? Когда владельцы новых яхт призывают к экономности жителей старых хижин? Когда оборот рынка конверсионных операций, проводимых в миллисекунды на электронных торгах, в сто раз превышает ежедневную стоимость товарооборота в реальной экономике? Должны ли мы верить в мудрость такой политики и доверять тем, кто ее проводит?

Парадокс, но мы в ответе не только за будущее, но и за саму историю трипартизма. Мы должны быть верны тому, что провозглашали те, кто был здесь до нас. Это требование стоит выше прагматических, сиюминутных интересов любой из групп МОТ.

Один из предшественников генерального директора МОТ Гая Райдера Дэвид Морс был прав, когда говорил, что «МОТ может быть лишь настолько эффективным инструментом прогресса, насколько того пожелают ее государства-члены и трехсторонние участники». Мы отвечаем: профсоюзы России сделают для повышения эффективности МОТ все, что в их силах, — и у себя в стране, и на международной арене.

— Насколько уровень социального партнерства в современной России отвечает ожиданиям профсоюзов?

— Партнерские отношения должны приносить осязаемый, взаимовыгодный результат. Оценивая уровень развития института социального партнерства сегодня, я бы выразил осторожный оптимизм. Судя по промежуточным итогам выполнения Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации, можно говорить о возрастании интенсивности нашей совместной работы и усилении контроля за исполнением принимаемых решений. В первую очередь это касается деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В работе нового состава правительства, например, практически отсутствуют случаи внесения законопроектов по вопросам социально-трудовых отношений без актов предварительного рассмотрения на заседаниях РТК.

Сейчас идет непростой процесс подготовки нового Генерального соглашения на 2014-2016 годы. Профсоюзный проект его концепции был подготовлен на основе 142 предложений членских организаций ФНПР, 80 предложений оказались слишком конкретизированными, поэтому будут учтены при разработке уже самого текста соглашения. Наши приоритеты на предстоящих переговорах по подготовке нового генсоглашения определены программой ФНПР «Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны». Это в первую очередь обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан России, а также создание условий, способствующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны, конкурентоспособной экономики. Добиваться своих целей профсторона РТК будет за счет требования кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности экономических субъектов, за счет внедрения принципов достойного труда на основе подходов, выработанных МОТ.

Свое мнение о том, каким видится новое генеральное соглашение, высказали и наши социальные партнеры. Для этого мы пригласили представителей двух других сторон РТК на заседание генерального совета ФНПР. Важно, что все согласились перенести в новое соглашение все разделы действующего документа, сохранив тем самым принцип преемственности. В то же время, поскольку интересы профсоюзов, правительства и объединений работодателей нередко разнонаправленны, почти полярны, переговоры идут напряженно.

Впрочем, это обычный режим деятельности трехсторонней комиссии. Например, в ходе очередного заседания РТК 2 июля при обсуждении проектировок бюджета на 2014-2016 годы, подготовленных Министерством финансов, профсторона указала, что эти проектировки не в полной мере учитывают финансирование ряда ключевых социальных программ. Еще раньше возникли серьезные противоречия по согласованию вариантов увеличения минимального размера оплаты труда. Министерство финансов стало непреодолимым препятствием для предложений Минтруда по повышению МРОТ. Эту позицию мы будем ломать, в том числе и в ходе дебатов по выработке окончательного текста нового генсоглашения. И я не исключаю, что если переговоры по повышению МРОТ зайдут в тупик, то ФНПР будет готовить коллективную акцию в поддержку увеличения минимального размера оплаты труда.

— Каково, по оценке ФНПР, состояние рынка труда в России и насколько стабильна экономическая ситуация в целом в стране?

— В целом, по мнению профсоюзных экспертов, экономика России демонстрирует ухудшение динамики. Это сказывается и на отечественном рынке труда: безработица демонстрирует тенденцию к росту и в первую очередь затрагивает молодежь. Доля молодежи в возрасте до 25 лет в общем числе российских безработных составляет 25%, а средний возраст российского безработного — 35,6 года.

Задача в сфере развития рынка труда и содействия занятости населения состоит в том, чтобы сместить акценты на эффективность использования трудовых ресурсов. Причем эффективность не с точки зрения только бизнеса, а с точки зрения и государства, и работников, и предпринимательства, и страны в целом. Это подразумевает прежде всего повышение востребованности наших соотечественников на рынке труда, развитие системы непрерывного профессионального образования работников. Самое главное, что профессиональное развитие и профессиональное образование должно быть доступным для работников. И необходимо еще стимулировать разными способами, и негативно и позитивно, и кнутом и пряником, переход из теневой сферы к нормальным трудовым отношениям.

Положительная статистика роста средней заработной платы не скрывает проблему бедности в стране и особенно бедности работающих россиян. Так, среднемесячная начисленная заработная плата в апреле 2013 года, по оценке Росстата, с учетом высокооплачиваемых категорий работников, составила 28 836 рублей. Однако более реальное — медианное — значение этого показателя (уровень зарплаты, выше и ниже которого получают 50% работников) составляет только 17 000 рублей. Наконец, еще несколько миллионов граждан России живут за чертой бедности.

Вообще говоря, российская действительность демонстрирует серьезные противоречия в сфере заработной платы: низкая оценка труда большинства работающих и завышенная оценка труда управленцев. Вряд ли отдельные топ-менеджеры настолько эффективны, насколько астрономическими являются их зарплаты, бонусы и пресловутые «золотые парашюты».

Именно это обусловливает резкую дифференциацию по оплате труда. В рыночной экономике рост уровня жизни работника возможен либо через серьезное увеличение зарплаты работников, либо через развитие сети бесплатных услуг. В реальности у нас нет ни того, ни другого. Примерно треть всех денежных доходов населения приходится на долю 10% самых богатых и лишь около 2% — на долю 10% самых бедных граждан. Если не принять никаких мер, то разрыв между богатыми и бедными россиянами будет с каждым годом увеличиваться. Именно это накапливает потенциал напряженности.

Существенную роль в этом продолжает играть необоснованное ни с экономической, ни с социальной точки зрения искусственное сдерживание минимального размера оплаты труда. Установленный государством в качестве государственной гарантии МРОТ фактически заморожен на уровне двух третей прожиточного минимума.

Таким образом, многие сложности в нашей экономике, да не только в экономике, упираются в запущенные проблемы оплаты труда. Если мы не снимем эти проблемы, то какие бы «правильные» решения ни принимались правительством, проблемы, например, развития пенсионной системы мы этим не снимем. Пенсионной реформе, проведение которой затягивается, должна была бы в первую очередь предшествовать реформа заработной платы.

Кроме того, низкий уровень оплаты труда у большинства наемных работников в России создает значительные сложности в организации и осуществлении социального страхования. Важно восстановить разрушенный в начале 90-х годов из-за стремительного падения экономики баланс соотношения между прожиточным уровнем, заработной платой и пенсией.

— Не так давно прошел съезд ОНФ. Удалось ли вам использовать членство в нем для укрепления общественно-политических позиций профсоюзов?

— Хорошо известно, что Программа народных инициатив ОНФ включает положения программного документа, принятого VII съездом ФНПР в области оплаты труда, эффективной занятости, охраны труда, развития социального партнерства, защиты законных прав и интересов работников, справедливого налогообложения, развития пенсионной системы. Мы как соавторы программы ОНФ убеждены, что главным локомотивом роста благосостояния граждан и экономики страны должны стать новая индустриализация и ее практический результат — современная промышленность. И у нас огромные перспективы в этом, потому как у нас есть колоссальный неудовлетворенный внутренний спрос.

Главный проект фронта — это проект социального государства. В этом смысле профсоюзы приветствуют решения съезда, направленные на переформатирование его структуры, организации с целью консолидации сил гражданского общества. Хотя по ряду организационных вопросов у нас имеются разные точки зрения. Но это нормально, ведь мы строим демократическое общество. В целом дальнейшее развитие ОНФ отвечает интересам профсоюзов и подавляющего большинства россиян.

Что же касается политических интересов профсоюзов, то они у нас действительно есть, хотя профсоюзы — не политическая, а экономическая организация. Для достижения своих программных целей профсоюзам зачастую приходится переходить в плоскость политическую, потому что именно на политическом уровне принимаются важные решения. Здесь нужна специфическая организация, которая, в соответствии с законом, может работать на этом поле, и эта организация называется партией.

Чуть более года назад ФНПР поддержала создание всероссийской политической партии «Союз труда». Сегодня она включена Министерством юстиции РФ в список партий, обладающих правом участия в выборах. 8 сентября 2013 года в ряде субъектов Российской Федерации будут избраны руководители высшего исполнительного органа власти, депутаты законодательных органов власти, а также главы и депутаты представительных органов административных центров субъектов РФ. В регионах стартовала избирательная кампания по выдвижению кандидатов на данные посты, и значительное число профсоюзных кандидатов планируют выдвигаться именно по спискам «Союза труда».

Наши партнеры