Общероссийское отраслевое объединение работодателей
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Предложения Председателя Правления Федеральной Палаты Мешалкина Е.А. на заседании Подкомитета по вопросам пожарной и комплексной безопасности Комитета НОПРИЗ.

19 июня 2018 года состоялось заседание Подкомитета по вопросам пожарной и комплексной безопасности Комитета НОПРИЗ по конструктивным, инженерным и технологическим системам, в котором принял участие Председатель Правления Федеральной Палаты Мешалкин Е.А.

На заседании обсуждался план работы комитета во втором полугодии, а также рассматривались проекты отраслевых нормативных правовых актов и вопросы применения № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при проектировании зданий и сооружений.

По вопросу внесения изменений в федеральное законодательство Председатель Правления Федеральной Палаты Мешалкин Е.А. представил ряд предложений:

1. Внесение достаточно серьезных изменений в ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (изменения, например, согласно ФЗ №244 от 29.07.2017, являются недостаточными) по следующим основаниям:

— многочисленные внутренние противоречия (ч.1 ст.37 и ст.ст.69-74; ч.2 ст.91 и ч.4 ст.103; ч.1 ст.45 и ч.2 ст.104; ч.1 и ч.4 ст.44 и т.д.);

— отсутствие гармонизации с требованиями ФЗот 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в т.ч. с ч.3 ст.6 по содержанию в СП и ГОСТ требований на альтернативной основе;

— явно избыточное, экономически и научно необоснованное число требований, содержащих физически измеряемые параметры, по отношению, в частности, к Техническому регламенту ЕАЭС № 043/2017); пример – ст.ст.72 и 75 по противопожарным расстояниям признаны утратившими силу, а ст.70, 71, 73, 74 сохранены, хотя для применения вполне достаточны требования ст.69!;

— за 9 лет применения не реализованы в нормативных документах по его реализации многие требования (ст.45 — начальная стадия развития пожара, ст.47 – по средствам спасения с высоты (проект СП подготовлен совместно с ВНИИПО в 2015 году и остался без рассмотрения), ст. 61 — цели АУП по п.п.2), 3) – недостижимы, т.к. нет методик!), ст.107 (ШПМИ – в СП нет требований!) и т.д.;

— недостаточность требований ч.2 ст.78 ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ, а также приказа МЧС России от 28.11.2011г. №710 (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011г. рег. №22899) в части согласования МЧС России Специальных технических условий (СТУ) не только при отсутствии нормативных требований пожарной безопасности, но и при обоснованном отступлении от обязательных требований на основании ч.8 ст.6 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ.

 

2. Внесение изменений в ст.6 и ст.20 ФЗ от 21.12.1994г. № 69 «О пожарной безопасности» в отношении права утверждать самостоятельно или совместно с ФОИВ обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности (противоречит ч.3 ст.7 ФЗ от 27.12.2002г. № 184 и ч.3 ст.4 ФЗ от ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ), а также в части отступления  от требований пожарной безопасности (противоречит ч.2 ст.78 ФЗ от ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ и ч.8 ст.6 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ).

 

3. Внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ и ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ в части понятийного аппарата и требований к объектам защиты (здания, сооружения, линейные объекты) при техническом перевооружении, изменении функционального назначения из-за их отсутствия в действующей редакции (положения ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ для этих этапов жизненного цикла являются обязательными). Обоснование: пожары с массовой гибелью людей в ТЦ «Адмирал» г. Казань, ТРЦ «Зимняя вишня» г. Кемерово, склад на ул. Уральская г. Москва и мн. др.

 

4. Внесение дополнений в ст.20.4 КоАП РФ (в редакции ФЗ от 28.05.2017г. №100-ФЗ) в части:

привлечения к административной ответственности собственников, руководителей организаций, иных должностных лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться имуществом при невыполнении обязательных требований пожарной безопасности, а также при отсутствии подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности  с применением риск-ориентированного подхода;

привлечения к административной ответственности собственников, руководителей организаций, иных должностных лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться имуществом при применении фальсифицированной и иной продукции (работ, услуг), не отвечающих требованиям пожарной безопасности.

 

5. Совместно с Минстроем России содействовать принятию Федерального закона «О системе нормирования в строительстве» (проект подготовлен в 2016 году), что позволит создать четкую систему нормативных документов и исключить многочисленные противоречия между существующими нормативными документами Минстроя России и МЧС России, ввести систему Строительных норм (СН), как документов обязательного применения, в т.ч. СН по пожарной безопасности, чтобы устранить необходимость формирования соответствующего Перечня, утверждаемого Правительством РФ (например, Перечень утвержден ПП РФ от 26.12.2014г. №1521 и с тех пор, несмотря на принятие более 30 нормативных документов, изменения в него не внесены до настоящего времени), а также перевести часть требований пожарной безопасности из излишне детализированных в ФЗ № 123 от 22.07.2008г., особенно в таблицах его многочисленных приложений, в обязательные требования СН, возможность отступления от которых предусмотрена ч.8 ст.6 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ через СТУ. Такие СТУ с учетом требований условия 1) ст.6  ФЗ №123 и ч.6 ст.15 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ должны быть полноценным нормативным документов для конкретного объекта защиты, обеспечивающим подтверждение его соответствия требованиям, в том числе, пожарной безопасности. Для этого также потребуется вместо приказа Минстроя России от 15.04.2016г. №248/пр   (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.2016г., рег. № 43505) разработать и утвердить приказ Минстроя России о порядке разработки СТУ (с регистрацией в Минюсте РФ) и Административный регламент по согласованию СТУ (также с регистрацией в Минюсте РФ).

Наши партнеры