Колубков А.Н.
«С точки зрения уязвимости, должен сказать, что высотные здания более приспособлены к жизни и более безопасны, чем здания, к примеру, в 20—25 этажей».
Российские реалии таковы, что высотные здания и сооружения в нашей стране до сих пор строятся в отсутствие какой-либо нормативной базы. К счастью, скоро эти обстоятельства должны поменяться кардинальным образом — перечень стандартов НОСТРОя пополнился четырьмя новыми документами о высотных зданиях и сооружениях. И главное, что они регулируют — инженерные системы этих гигантов. О том, как изменится ситуация в высотном строительстве в соответствии с данными нововведениями, мы поговорили с одним из разработчиков, руководителем проектно-производственной фирмы Александром Колубковым.
— Александр Николаевич, какие стандарты вскоре выходят в свет?
— Первый стандарт посвящен устройству систем теплоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения высотных зданий. Второй — проблеме водоснабжения, водоотведения и водяного пожаротушения. Третий стандарт взял на себя требования к электротехническим и слаботочным системам, и четвертый — это комплексная безопасность высотных зданий и сооружений.
На их разработку ушло около двух лет. К разработке стандартов был привлечен широкий круг специалистов из разных городов и фирм, имеющих достаточный опыт проектирования и строительства высотных зданий. Сегодня уже намечен следующий этап — объединить стандарты в единый межгосударственный документ, который будет называться «МСП по проектированию инженерных систем высотных зданий». Такая идея есть, мы ее сейчас пробиваем, потому что аналогов такому документу просто не существует в Таможенном союзе, в России, в СНГ, а он очень востребован. Я не говорю про Европу — там другие нормы. А в пределах бывшего Советского Союза таких документов нет.
— На высотные здания каких параметров рассчитаны данные стандарты? Существуют ли ограничения в этажности?
— Все жилые здания и комплексы выше 75 метров, а также общественные здания выше 50 метров попадают под требования этих стандартов. 75 метров — это, грубо говоря, 25 этажей. Все, что выше, уже попадает под требования этих нормативов, что делает документы еще более актуальными, поскольку домов выше 25 этажей строится масса, а нормативная база отстает.
— Насколько сильно изменится подход к проектированию и строительству высотных зданий в соответствии с новыми стандартами?
— Когда в 2009 году вышел Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», когда появились первые своды правил к нему, там было все очень жестко привязано к пожарным отсекам. Каждая система должна была в пределах 50 метров быть автономной. Но зачем делать систему замкнутой в пределах 50 метров, если она может обслуживать большую высоту? Все зависит от конструкции самой системы. Понимая абсурдность ситуации, мы ее переломили. Требования, состоящие в том, что системы могут работать только в границах пожарного отсека, устранены. Теперь требования распространяются на все высотное здание. Мы считаем это основным достижением.
— Так каков главный принцип возведения высотных зданий на основе этих стандартов?
— Главный принцип базируется на том, что каждая система привязывается не к, условно говоря, пожарному отсеку, а к своей конструктивной сути. К примеру, есть система отопления, она имеет свои пределы и возможности, которые определяются рабочим давлением, температурами. То же относится и к системам водоснабжения, теплоснабжения, холодоснабжения, водоотведения. В стандартах прописано, что эти системы могут быть едины, независимы от деления здания на пожарные отсеки. Единственное исключение — вентиляция, которая пока привязана к пожарным отсекам.
— Все мы помним теракт 11 сентября 2001 года в США, когда были разрушены башни-близнецы. Устанавливают ли стандарты какие-то особые требования к системам антитеррористической защищенности высотных зданий и сооружений?
— Да, безусловно, эти требования изложены в четвертом стандарте. Там эта программа очень широко освещена, но, тем не менее, и в остальных документах, есть такие мероприятия. Например, в стандарте, посвященном вентиляции, указано, что воздухозаборы должны располагаться на определенном расстоянии от земли, чтобы не было возможности распылить какие-то отравляющие вещества. Требования к безопасности систем изложены практически во всех стандартах достаточно широко, они привязаны к Федеральному закону № 384-ФЗ и не противоречат ему.
Отмечу, что террористическая атака с инженерной точки зрения маловероятна. Это, в основном, подрыв каких-то несущих колонн, несущих узлов — это так называемое прогрессирующее обрушение. Но все это просчитывается конструкторами, закладывается в конструкции сразу. Что касается теракта в США — совершенно очевидно, что там здание подорвали до того, как в него врезались самолеты, или параллельно с ними. Никто не оспаривает данное предположение, потому что, судя по цвету языков пламени, это было термическое горение стали, то есть явно термические заряды, а не самолеты и разлив бензина.
А сами инженерные системы достаточно живучи, они имеют дублирование, резервирование, в отдельных случаях доходящее до 100%. Поэтому, с точки зрения уязвимости, должен сказать, что высотные здания более приспособлены к жизни и более безопасны, чем здания, к примеру, в 20—25 этажей. И проживать в высотных зданиях, которые спроектированы по этим нормам, более безопасно, чем в обычных зданиях. Потому что резервирование систем, принцип построения этих систем совершенно другой. А поскольку все эти системы достаточно сложные, высотки априори предполагают собственную службу эксплуатации, которая, в отличие от муниципальных домов, внимательно следит за порядком. Любые ремонтные работы согласовываются со службой эксплуатации, проходят под ее контролем, и вероятность, что что-то произойдет — ничтожна. Возникновение пожара тут же пресекается автоматическими системами пожаротушения.
— А что Вы можете сказать о противопожарной безопасности? В этом году произошли такие крупные пожары, как, к примеру, пожар в строящемся небоскребе «Москва-Сити».
— В случае с пожаром на башне «Федерация» не были соблюдены требования к складированию материалов и производству работ. С самим зданием это никак не связано. Но должен отметить, что пожар на той же «Федерации» мог бы быть легко потушен, если бы монтаж велся по нормативам. Один из нормативов — это возведение противопожарного водопровода одновременно с ростом здания по высоте. Если бы это было выполнено, на каждой отметке можно было бы подключиться к пожарным кранам и ликвидировать возгорание. На «Федерации», когда пожар был на 60-х этажах, ближайший гидрант был на 33-м этаже, поэтому тушение было проблематично.
В соответствии с разработанными стандартами все здания высотой 100 метров и выше, как правило, подлежат спринклированию. Спринклирование — это автоматическое пожаротушение в месте, где возник очаг пожара. Вскрывается спринклер, место возгорания заливается водой, и пожар самоликвидируется. Если здание выше 150 метров или у здания отсутствует круговой подъезд для пожарной техники, то спринклируются все квартиры на этаже жилого здания. Единственное — в этом случае в квартире обязательно делается соответствующая гидроизоляция, чтобы не было пролива других этажей. Устройство и монтаж водопровода, систем пожаротушения проводится по мере возведения здания и не допускается никакое заселение, пока эти системы не испытаны, налажены и не введены в действие. Этот основное требование. Но, кроме этих систем, подразумеваются системы пожарной сигнализации, противодымной защиты здания. Они точно также должны быть введены в строй.
В стандартах разработаны определенные правила к устройству, монтажу, испытаниям, наладке и пуску в эксплуатацию этих систем. Теперь строителю не нужно что-то изобретать, привлекать пожарную специализированную организацию, писать СТУ, согласовывать все это с Минрегионом, строить, а потом доказывать экспертизе, что все пройдено. Если есть норма, то процесс уже движется сам по себе.
— Будут ли применяться новые технологии на основе данных стандартов?
— Например, в высотных зданиях можно применять трубопроводы для систем канализации, сделанные только из чугуна. Чугун не горит, он имеет линейное удлинение, соизмеримое с бетоном. Для водостока и в системах спринклер-пожаротушения разрешили использовать специальные трубы из ХПВХ. Раньше все это делалось из стали, а сталь при стоячей воде может давать свищи, течь. Мы допустили применение пластмассового трубопровода, который имеет срок службы, практически соизмеримый со сроком службы здания. Для экономии места в ЦТП и для уменьшения площадей, проходок мы стали применять тепловые пункты с одной группой теплообменников, которые работают на всю высоту здания для систем горячей воды. В стандартной системе нужно было на каждые, условно говоря, 50 метров ставить свою группу теплообменников. К примеру, для двухсотметрового здания надо было поставить 16 теплообменников. Соответственно, занять площадь, обвязать насосами, заложить автоматику. Мы же в этих зданиях используем пару теплообменников. Впервые при строительстве высотных зданий удалось добиться того, что свободный напор на водоразборной арматуре в кране составляет не меньше 20 метров, хотя по старым нормам и в старых зданиях это всего 2—7 метров. Напор должен обеспечивать работы всех импортных устройств. Это примеры наших маленьких технологических прорывов.
В заключение хочу сказать, что, благодаря этим стандартам, высотное строительство наконец-то обретет свою нормативную базу, а эта нормативная база позволит строить дома, безопасные для проживания и эксплуатации. Это была наша первая и самая главная задача.
Источник, http://rcmm.ru, Яна ГУЛИНА