Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

От первого лица

Ставицкий Леонид Оскарович, Первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ.

Весной этого года сильнейшие природные пожары оставили без крова тысячи людей в Республике Хакасии и Забайкальском крае. 39 населенных пунктов, сотни домов пострадали от разгула стихии. «Строительная газета» попросила рассказать о ходе восстановительных работ первого заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Леонида Ставицкого.

- Леонид Оскарович, почему восстановительные работы были продлены?

- Это связано с тем, что из-за отсутствия документов люди были вынуждены через суд доказывать свое право на признание пострадавшими. В результате первоначальные цифры необходимого объема строительства возросли. Учитывая вынесенные судебные решения, по состоянию на 28 августа 2015 года только в Хакасии надо построить 1246 жилых помещений взамен утраченных.

В этой республике 985 домов были сданы к 20 августа, не менее 1124 жилых помещений - к 1 сентября, а остальные введут в строй не позднее 30 сентября. Хочу отметить, что по 985 жилых домам подписаны акты приема-передачи с новыми собственниками.

- Люди довольны домами, их площадью?

- По переданным объектам ведется контроль по качеству проведенных работ, и в случае возникновения замечаний со стороны граждан в кратчайшие сроки недостатки устраняются подрядными организациями. Хочу напомнить, что на уровне правительства РФ было принято решение строить новое жилье в пострадавших регионах по социальной норме - 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи из трех и более человек, но не более общей площади утраченного жилья, за исключением некоторых случаев. Думаю, что люди смогут и усовершенствовать жилье за свой счет, если захотят.

- Удалось ли восстановить социальную и инженерную инфраструктуру?

- В Республике Хакасии было запланировано строительство четырех объектов социальной инфраструктуры: двух начальных школ и двух фельдшерско-акушерских пунктов. 1 сентября в указанных школах начались занятия, а фельдшерско-акушерские пункты готовы принимать граждан. В Забайкалье завершено строительство модульной котельной, объект готов к запуску в эксплуатацию. Построена теплотрасса. Все жилые дома подключены к возведенным воздушным линиям электропередач. Вопросами восстановления энергетической и транспортной инфраструктур занимаются соответственно Минэнерго России и Минтранс России.

- А в Забайкалье все пострадавшие получили жилье?

- На территории Забайкальского края необходимо было построить 139 жилых помещений, реконструировать 16 квартир, провести капитальный ремонт 7 жилых помещений, а еще 38 жилых помещений купить взамен утраченных. К 31 августа все задачи, кроме капремонта, выполнены, ключи переданы новым собственникам. По капитальному ремонту жилых помещений сложилась следующая ситуация: по пяти жилым помещениям работы выполнены в полном объеме, одному гражданину предоставлена финансовая поддержка для самостоятельного проведения ремонта, еще один гражданин восстанавливает права на собственность и на получение помощи в суде. После вынесения решения суда капитальный ремонт будет проведен в максимально короткий срок. По оперативной информации, поступившей из Забайкальского края, в настоящее время в пункте временного размещения проживают несколько семей, которые имеют на руках ключи от построенных жилых помещений. Люди не переселяются, поскольку продолжают обустраивать новые дома.

- За четыре месяца выполнен большой объем работы. Как удалось организовать процесс так, чтобы успеть в срок?

- По поручению министра Михаила Меня в Минстрое России был создан Координационный штаб по строительству (восстановлению) жилых домов, объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур взамен поврежденных в результате пожаров в Республике Хакасии и Забайкальском крае. Совместно с регионами оперативно разработаны проекты домов. Главгосэкспертиза и ФАУ ФЦЦС рассмотрели эти проекты и выдали замечания, устранение которых позволило оптимизировать типовые проекты. Была проведена работа по минимизации расходов на строительство, налажено взаимодействие с соседними регионами и задействованы мощности их строительного комплекса. На местах работали региональные штабы по ликвидации последствий стихии, за каждым населенным пунктом было закреплено ответственное лицо, созданы межведомственные мобильные группы для решения оперативных вопросов и получения необходимых согласований.

Мы уже имели опыт ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке, что позволило оптимизировать процесс. Однако этот опыт должен быть обобщен, и на его основании надо создать систему взаимодействия органов власти всех уровней при возникновении ЧС, закрепленную законодательно. Четкий алгоритм действия по признанию людей пострадавшими, сформированная база типовых проектов, созданный федеральный запас хранения домокомплектов в регионах, наиболее подверженных ЧС, позволят в минимальные сроки с минимальными затратами компенсировать людям утраченное при стихийных бедствиях жилье. Работа над соответствующими документами уже начата в Минстрое России и других ведомствах