Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

От первого лица

Сиэрра Елена Одулиовна, Заместитель министра строительства и ЖКХ

В сентябре вступит в силу закон, который ужесточает ответственность за самовольное строительство жилых, офисных и коммерческих зданий. «Российская газета» встретилась с заместителем министра строительства и ЖКХ Еленой Сиэрра, чтобы узнать, будет ли усилен ведомственный надзор и что предполагается изменить в стандартах сферы строительства.

- Елена Одулиовна, трагические события, связанные с обрушениями жилых помещений в Перми и Омске, вызывают вопрос: что необходимо предпринять, чтобы подобного не происходило?


- Причины произошедших трагедий еще выясняют следственные органы. Но уже сейчас можно предположить, что нарушения были либо в эксплуатации зданий, либо в результате неправильной перепланировки. Чтобы не допустить этого в будущем, общественный совет при Минстрое России выступил с инициативой выстроить централизованную систему архитектурно-строительного надзора под контролем ведомства.
Еще одна причина трагедий - это, очевидно, безответственность. Все, что касается безопасности, написано кровью. Человек, входя в свой дом или квартиру, не должен даже допускать мысли о том, что это ненадежно. Ведь мы надеемся, что люди, подписавшие разрешение на перепланировку на первом этаже, являются профессиональными инженерами, которые проводят расчеты по несущим конструкциями. А если этого не происходит? Мы становимся заложниками головотяпства, которое периодически происходит на местах. Этого допускать нельзя. Государство отвечает за безопасность, и минстрой, являясь регулятором строительства, в первую очередь ставит во главу угла безопасность. И это еще один довод в пользу инициативы нашего общественного совета.


- А может быть, проблема в том, что у нас недостаточно жесткие стандарты в строительстве? Сейчас в стране существует единственный технический комитет - ТК 465, который занимается стандартизацией в этой сфере. Справляется ли он с задачами, которые на него возложены?


- Строительство - это огромная сфера деятельности с большим количеством подотраслей. Кроме всем известных изысканий, проектирования и строительства есть еще отдельные направления, такие как сейсмобезопасность, энергоэффективность, технологии информационного моделирования зданий и сооружений, производство стройматериалов, градостроительство и множество других. Регулированием всех этих подотраслей действительно занимается единственный строительный технический комитет в стране - ТК 465 «Строительство». В его деятельности участвуют ведущие фундаментальные научно-исследовательские институты, учебные институты в области строительства, общественные строительные организации и ассоциации.
Но кроме научных институтов разработкой норм может заниматься и бизнес. В 1990-е годы зачастую правительству было это выгодно, потому что это очень затратная деятельность. Но обратная сторона медали - лоббирование определенных интересов. Сейчас у государства появилась возможность снова взять на себя эту обязанность, хотя последствия предыдущих решений мы сегодня ощущаем на себе. Кроме того, бизнес не решает то, что его в данный момент не касается. Такая практика приводит к недостатку научных фундаментальных разработок. А также к устареванию нормативной базы, которая все эти годы понемногу дорабатывалась. Стоит сказать, что за четыре года существования ТК 465 был сделан рывок по обновлению всей действующей нормативной базы - актуализировано 78 строительных норм и правил (СНиП), разработано 44 новых сводов правил. Но этого явно недостаточно, несмотря на то что ТК 465 вошел в шестерку ведущих технических комитетов страны.

Наконец, с этого года мы начали системную работу в области техрегулирования. Строительство, как один из самых серьезных локомотивов для развития экономики, имеет мультипликативный эффект. Его развитие тянет за собой качественный рост целого ряда других отраслей. Именно поэтому стройка - это универсальное средство от экономических кризисов.

- Из-за кризиса многие расходы серьезно сокращаются. Интересно, сколько пойдет из госказны на реформирование сегмента технического регулирования?


- На этот год на реформирование системы сметного нормирования и технического регулирования государство выделило 1,8 млрд руб. Это беспрецедентная сумма. Программа планируется на три года. Финансирование дальнейших двух лет будет определено дополнительно и во многом будет зависеть от того, как мы себя покажем. Это очень серьезное испытание для нас, всех наших институтов и, конечно, для ТК 465.


- В мае этого года минстрой инициировал обсуждение реструктуризации ТК 465 «Строительство» с профессиональным сообществом. С чем было связано такое решение, если, как вы сказали, ТК 465 входит в шестерку лучших технических комитетов страны?


- В состав комитета сегодня входит более 150 научно-исследовательских институтов. И задача минстроя и, соответственно, ТК 465 - правильно наладить их работу. Это чисто административная функция. Мы предложили увеличить количество подкомитетов так, чтобы каждый занимался отдельным направлением. Всего их будет 28, часть из них я уже называла: градостроительство, энергоэффективность и другие. Поэтому, конечно, необходимо, чтобы каждым из этих направлений занимались узкопрофильные специалисты. Но подкомитеты должны действовать внутри одной системы, как часовой механизм, чтобы не было того положения, которое сейчас, к сожалению, имеется. Создается множество самостоятельных комитетов, которые выпускают различные нормативные документы. А впоследствии выясняется, что они не только не согласованы между собой, но еще и противоречат друг другу. Мы пытаемся этому противостоять.


- Приходилось слышать, что этот перечень активно критикуют эксперты…


- Да, его сегодня критикуют, но он проходил обязательное по закону общественное обсуждение, был размещен для ознакомления и предложений на портале regulation.gov.ru.
А замечания и предложения мы будем рассматривать в рамках госзадания ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» по актуализации Перечня 1521.
Кроме того, реструктуризация ТК 465 должна сформировать благоприятные условия для быстрого и эффективного внедрения инновационных материалов и технологий. Кстати эту же цель преследует и наша инициатива по созданию единого федерального строительного инновационного научно-исследовательского центра.

- Расскажите, пожалуйста, об этом центре поподробнее.


- Мы планируем, что центр будет состоять из представителей всех строительных научно-технических центров и вузов страны. Его целью станут создание крупнейшего экспертно-диагностического и испытательного центра строительных конструкций, фундаментальные научные исследования, помощь ТК 465 в работе над нормативно-технической документацией. И в том числе, конечно, подготовка профессиональных кадров, которой мы сегодня уделяем особое внимание. Сейчас мы разворачиваем работу по привлечению в отрасль молодых людей. И упор делаем, конечно, на науку.


- А те специалисты, которые работают сейчас, должны подтверждать свою профпригодность?


- Что касается ныне работающих кадров, то мы уже начали работу по созданию системы переподготовки на базе Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса совместно с Главгосэкспертизой.
Первая группа пройдет переподготовку уже в августе этого года. Она будет состоять из 250 представителей региональных отделений Главгосэкспертизы.

Это, наверное, станет первым шагом к повышению индивидуальной ответственности экспертов, например, путем введения индивидуальных печатей. Я говорю сейчас о личной ответственности ГАПов и ГИПов (главные архитекторы и главные инженеры проектов. - Ред.). Коллективная ответственность никогда не работает. Важно, чтобы человек знал о возможности уголовного преследования. Это, согласитесь, станет серьезным дополнительным стимулом для повышения ответственности за свои судьбоносные росчерки пера. И тогда трагические случаи, о которых мы говорили вначале, будут сведены до минимума.


- В завершении нашей беседы не могу не спросить: почему председателем ТК 465 являетесь Вы? В том, что эту должность занимает замминистра строительства и ЖКХ, больше плюсов или минусов?


- Вы правы, здесь, так же, как и везде, есть две стороны медали. ТК 465 по нашему новому плану реструктуризации должен будет состоять из 28 подкомитетов, каждый из которых возглавит профессионал и авторитет в своей сфере.
Здесь стоит сказать, что работа в ТК не оплачивается и ведется на добровольной основе. То есть в комитете хотят работать, конечно, потому что это показатель профессионализма, и главное - это возможность реализовать свои научные разработки.
Существует мнение, что комитет не должен возглавлять представитель исполнительной власти, потому что существует риск цензуры. Но с другой стороны, сформировался симбиоз власти и науки, который должен дать позитивный результат. У Минстроя России есть возможность использовать ТК 465 для реализации государственной политики в сфере строительства, двигаться в заданном направлении быстрее и эффективнее. А у комитета, соответственно, есть доступный и действенный инструмент решения проблем научного сообщества.
Я считаю, что мое председательство в комитете - временное явление. Это необходимо сейчас, когда мы начинаем серьезную работу по техническому нормированию. В любом случае основная работа будет идти на уровне подкомитетов.


(Полная версия интервью - на сайте Минстроя России: http://minstroyrf.ru/press/intervyu-zamglavy-minstroya-rossii-eleny-sierra-rossiyskoy-gazete/)