Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

От первого лица

Акбердин Виталий Викторович, Начальник управления охраны и защиты лесов Федерального агентства лесного хозяйства

http://lesvesti.ru

Пожароопасный сезон начался в этом году необычайно рано. Первые сообщения о лесных пожарах начали поступать уже в январе. Лесники, сотрудники парашютно-десантной пожарной службы и МЧС России занимались тушением огня по всей России на протяжении 11 месяцев. Начальник управления охраны и защиты лесов Федерального агентства лесного хозяйства Виталий Акбердин рассказал «Российским лесным вестям» о причинах возникновения лесных пожаров и предпринятых мерах по стабилизации пожароопасной обстановки.


– Виталий Викторович, какие итоги можно подвести по пожароопасному периоду 2014 года?


– В целом уходящий год можно охарактеризовать общим ухудшением пожароопасной обстановки в лесах Российской Федерации. По сравнению с 2013 годом количество лесных пожаров увеличилось в 1,7 раза – до 17 тыс. случаев. Площадь, пройденная огнем, выросла в 2,7 раза – до 3,7 млн га. Причины возникновения пожаров остались прежними. Однако число возгораний, вызванных антропогенным фактором и связанных с сельхозпалами, увеличилось в 1,1 и 1,7 раза соответственно.
На протяжении года режим чрезвычайной ситуации (ЧС) в лесах вводился в девятнадцати субъектах Российской Федерации. Наиболее напряженно ситуация с лесными пожарами развивалась в Приморском крае, Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае, Иркутской области и Республике Тыва. В текущем сезоне на данные субъекты пришлось около 28 % от всех лесных пожаров и 75 % от пройденной огнем площади. Стоит отметить, что власти Якутии, Забайкалья, Приморья и Иркутской области опоздали с введением режима ЧС, что, естественно, усугубило ситуацию.


– Оказывал ли центр помощь регионам в тушении пожаров?


– Безусловно. Так, в рамках межрегионального маневрирования для стабилизации лесопожарной обстановки в наиболее горимых регионах с начала пожароопасного сезона силы парашютно-десантной пожарной службы (ПДПС) работали в восьми субъектах России. В частности, в Якутию на борьбу с пожарами были переброшены 745 сотрудников ПДПС, в Тыву – 516 человек, в тушении пожаров в Забайкальском крае и Иркутской области принимали участие порядка 400 и 250 сотрудников ПДПС соответственно.
С начала года было совершено 54 переброски, в которых участвовали свыше 2 тыс. работников ПДПС. Силами этой службы удалось потушить 286 лесных пожаров общей площадью почти один млн га и предотвратить распространение лесных пожаров на 52 населенных пункта и объекта экономики.

– Как вы заметили, основная причина возникновения пожаров – антропогенный фактор. Найдены ли виновники возгораний?


– К началу ноября в следственные органы Российской Федерации было направлено порядка 18,7 тыс. дел, связанных с возникновением лесных пожаров. Сотрудниками охраны правопорядка было возбуждено более 2,3 тыс. уголовных дел. Уже сегодня к административной ответственности привлечены 15 тыс. лиц, а к уголовной – 45 человек. Сумма наложенных административных штрафов составила 151,9 млн руб., из них взыскано порядка 80 млн руб. Однако этих средств не хватит на покрытие ущерба, причиненного пожарами. Сегодня при оценке ущерба суды учитывают лишь стоимость поврежденных древостоев. Затраты на привлечение сил и средств к пожаротушению не принимаются судебной властью в расчет. Министерство природы и экологии Российской Федерации сделало первые шаги в разрешении сложившегося парадокса. Ведомством подготовлен законодательный акт, вносящий изменения в Постановление Правительства РФ № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». В частности, в установленный порядок определения вреда планируется внести предложения по определению ущерба от лесных пожаров.


– В СМИ неоднократно появлялась информация о том, что данные по пожарам в отдельных регионах не соответствуют действительности. Как со своей стороны Рослесхоз контролирует достоверность информации о пожарах и площадях, пройденных огнем?


– К сожалению, сокрытие субъектами информации о пожарах действительно существует. С начала года мы выявили 198 фактов значительного расхождения данных по лесным пожарам среди 23 регионов. В органы исполнительной власти данных субъектов были направлены соответствующие письма, после чего они внесли необходимые корректировки.
Кроме того, для актуализации и контроля данных в Амурской, Иркутской, Воронежской областях, Забайкальском и Приморском краях проводились выездные проверки площадей, пройденных лесными пожарами.


– Что по вашему мнению привело к ухудшению пожароопасной обстановки в лесах?


– В текущем году было несколько причин негативного развития лесопожарной обстановки в регионах. Во-первых, это неконтролируемые палы сухой травы на землях сельскохозяйственного назначения и иных категорий. Они сыграли решающую роль в обострении лесопожарной ситуации в весеннем пике горимости. Во-вторых, лесничества не справились с реализацией планов тушения лесных пожаров, а муниципальные районы не подготовили оперативные планы по привлечению сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, режимы ЧС и ограничения посещения лесов вводились регионами несвоевременно. С опозданием наращивались силы и средства пожаротушения. В-третьих, на муниципальном уровне не были выполнены превентивные мероприятия по противопожарному обустройству лесов, линейных объектов, сельскохозяйственных угодий и ряда населенных пунктов.


–Что необходимо предпринять в 2015 году для стабилизации и контроля пожарной обстановки в лесах?


– Известно, что пожары, возникшие на землях иных категорий, в числе которых бесхозные земли сельскохозяйственного назначения, нередко переходят на земли лесного фонда. Нам необходимо определить зоны ответственности органов государственной власти за охрану лесов на данных категориях земель. В свою очередь, на землях лесного фонда следует пересмотреть существующее зонирование территории по способам применения сил и средств пожаротушения. Разработка и утверждение сводных планов тушения лесных пожаров должны проводиться с учетом рекомендаций Федерального агентства лесного хозяйства. Со следующего года Рослесхоз будет утверждать сводные планы тушения пожаров лишь после их согласования в окружных департаментах по итогам проведения выездных проверок готовности регионов к обеспечению реализации этих планов.
Кроме того, в будущем году потребуется проведение подготовки государственных бюджетных автономных учреждений по охране лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации к пожароопасному сезону 2015 года, в том числе путем обучения специалистов учреждений.
Для повышения эффективности проведения работ по охране лесов от пожаров следует применять современные методы и средства предупреждения и ликвидации лесных пожаров. Необходимо создать региональный резерв материальных ресурсов, средств пожаротушения, финансовый резерв для ликвидации лесных пожаров и связанных с ними чрезвычайных ситуаций, а также резерв ГСМ, организовав их доставку на отдаленные территории.
Объем профилактических противопожарных мероприятий должен быть выполнен в соответствии с лесными планами. Региональные пункты диспетчерского управления охраной лесов от пожаров переведены на круглосуточный режим работы в течение пожароопасного сезона.
Также следует наладить взаимодействие с добровольными пожарными дружинами по охране лесов от пожаров и провести в необходимых объемах санитарно-оздоровительные мероприятия, включающие в себя уборку лесов от захламленности.
Особый противопожарный режим и режим чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, должны вводиться своевременно и соблюдаться с использованием мер административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Осуществляя подготовку к пожароопасному сезону 2015 года, регионам необходимо предусмотреть не только выполнение всех требований по организации тушения, но и уделить внимание информированию населения о пожарной обстановке, правилах пожарной безопасности, в том числе на дачных и приусадебных участках, а также действиях в случаях возникновения пожаров, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами. Все мы знаем, что предупредить легче, чем потушить.