Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

От первого лица

Мешалкин Е.А., Вице-президент по науке НПО "Пульс"

Замечания и предложения

  1. Пункт 2 "Предисловия" и п.2 (1-й абзац) ст.1 в части объектов технического регулирования привести в соответствие друг с другом, а также названием проекта ТР (замечание относится к "средствам индивидуальной защиты пожарных", хотя далее по тексту фигурирует более широкое и правильное понятие - "средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре".
  2. Статью 2 следует назвать "Понятия и определения".
  3. В п.п. 1 и 2 ст.2 не нашли отражения "автоматизированные и ручные установки пожаротушения" (см. ст.45 ФЗ №123).
  4. В п.9 ст.2 в понятие "огнетушитель" включить дополнительно "или стационарно установленное " (устройство), иначе из ТР выпадает класс самосрабатывающих огнетушителей (газоаэрозольных, порошковых и др.).
  5. В п.12 ст.2 в определении записать "состояние веществ и материалов, характеризуемое возможностью их горения или взрыва".
  6. В п.23 ст.2 для понятия "спасение" используется другое самостоятельное понятие "эвакуация", что неверно. По аналогии с п.50 ст.2 ФЗ №123 предлагается следующее определение: "спасение - процесс вынужденного несамостоятельного перемещения людей в безопасную зону при наличии угрозы их жизни (здоровью)  от воздействия опасных факторов пожара".
  7. В п.28 ст.2 записать "стандарт - документ, принятый в целях многократного использования для обеспечения..." и далее по тексту, что будет полностью отвечать понятию из ст.2 ФЗ №184.
  8. В п.21 ст.2  вместо "инженерных систем водоснабжения, канализации и отопления" записать "систем инженерно-технического обеспечения зданий, сооружений", что будет полностью идентично п.21 ст.2 ФЗ №384.
  9. Дополнить ст.2 понятием "эвакуация" в редакции п.50 ст.2 ФЗ №123.
  10.  Часть 5 ст.4  при перечислении способов подачи огнетушащих веществ дополнить "локально-поверхностным, локально-объемным" согласно ч.1 ст.45 ФЗ №123.
  11.  В ч. 9 ст.4 перечисленные в скобках мобильные средства пожаротушения не соответствуют п.14 приложения 2 проекта ТР, а также ст.44 ФЗ №123, где состав этих средств существенно более широкий.
  12.  Часть 11 ст.4 дополнить значимым требованием "Для зданий, сооружений с пребыванием детей, а также с массовым пребыванием людей должно обеспечиваться дублирование сигналов об обнаружении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников (персонала) объекта защиты и (или) транслирующей этот сигнал организации" по аналогии с требованием ч.7 ст.83 ФЗ №123.
  13.  В части 12 ст.4 вместо малопонятного словосочетания "подача индивидуальных сигналов оповещения" записать "подача сигналов оповещения с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения с обратной связью" по аналогии с п.12 ст.84 ФЗ №123.
  14.  В п.13 ст.4 2-й абзац изложить в следующей редакции:

 "1) Требования настоящего технического регламента распространяются на технические средства автоматических установок пожаротушения, в которых огнетушащим веществом являются: вода, водные растворы, другие огнетушащие жидкости, пена, огнетушащие газы, огнетушащие порошки, газопорошковые огнетушащие вещества, аэрозоли и их комбинации".

  1.  С учетом п.14 замечаний дополнить Приложение 1, пункт 9 пунктом 9.13:

 

п/п

Наименование продукции

Код согласно
ТН ВЭД ТС

Схема подтвержде­ния соот­ветствия

9.

Элементы установок пожаротушения:

 

9.13

Модули установок газопорошкового пожаротушения автоматических

  8424 10 0000

1С, 2С, 4С

  1.  Соответственно с учетом п.п.14 и 15 замечаний пункты 8.1 и 8.2 приложения 2 изложить в следующей редакции:
    1. Огнетушащие вещества подразделяются по совокупности физико-химических свойств при их применении на:

газовые – индивидуальные вещества или смеси с температурой кипения при нормальных условиях не выше 500С, находящиеся в очаге пожара в газообразном состоянии, основной эффект тушения которых связан с разбавлением кислорода в зоне горения и дополнительно химическим ингибированием реакций горения;

жидкостные – вода, растворы веществ в воде или в смеси с водой или индивидуальные вещества являющиеся жидкостями при нормальных условиях, основной эффект тушения которых связан с охлаждением зоны горения за счет поглощения энергии при их испарении;

порошковые (газопорошковые, аэрозольные) – твердые вещества или смеси веществ, применяемые в виде взвеси или слоя сильно измельченных частиц;

пенные – жидкие растворы поверхностно-активных веществ (пенообразователи), применяемые в виде газо-жидкостной дисперсии с соотношением объемов воздуха и жидкости более 3 к 1.

8.2. Порошковые ОТВ подразделяются на огнетушащие порошки (частицы которых получены предварительным измельчением), газопорошковые (ОТВ, представляющее собой смесь огнетушащего порошка и огнетушащего газа с содержанием огнетушащего газа от  25%  до 50% от массы состава) и огнетушащие аэрозоли (частицы которых получаются в ходе химической реакции в результате горения специальных аэрозолеобразующих составов в момент применения). Огнетушащие порошки по области применения подразделяются на огнетушащие порошки общего назначения (предназначенные для тушения пожаров одного или нескольких классов из А, В, С, Е.) и огнетушащие порошки специального назначения (предназначенные для тушения пожаров класса D).

 

  1.  В ст.4 включить следующие требования к роботизированным установкам пожаротушения (определение РУП содержится в п.21 ст.2 проекта ТР) по аналогии  со ст.116 ФЗ №123:

"Роботизированные установки пожаротушения должны обеспечивать:

1) обнаружение и ликвидацию или ограничение распространения пожара за пределы очага без непосредственного присутствия человека в зоне работы установки;

2) возможность дистанционного управления установкой и передачи оператору информации с места работы установки;

3) возможность выполнения установкой своих функций в условияхвоздействия опасных факторов пожара или взрыва, радиационного, химического или иного опасного для человека и окружапющей среды воздействия".

  1. В п.20 ст.4  заменить первое предложение на следующую редакцию: "средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре должны обеспечивать безопасность их эвакуации, спасения или самоспасания в условиях воздействия опасных факторов пожара".
  2.  В п.20 ст.4 второй абзац записать в редакции "Средства спасения с высоты должны обеспечивать безопасность людей при их спасении и (или) самоспасании из опасной зоны независимо от применения других  средств обеспечения пожарной безопасности".
  3.  В п.21 ст.4 в первом предложении записать "...выполнение работ по:" и далее из всех абзацев слова "работ по" исключить.
  4.  В п.26 ст.4 первый абзац после слов "обеспечивать его тушение" дополнить словами "или защиту конструкций, технологического оборудования, зданий, сооружений".
  5.  В п.26 ст.4 после слов "низкой, средней..." записать "высокой кратности или их комбинации".
  6.  В п.28 ст.4 после слов "при тушении пожара" дополнить "или при испытании".
  7.  В п.32 слово "объектов" исключить, а после слова "конструкций" записать "изделий, оборудования". В 3-м абзаце этого же пункта  записать "стальных и железобетонных конструкций".
  8. В п.33 ст.4 следовало бы отразить требования по классификации зданий по степени огнестойкости и соответствующие ей требования по пределам огнестойкости и конструктивной пожарной опасности строительных конструкций из-за существенных различий в требованиях действующих нормативных документов по пожарной безопасности, в частности, России и Беларуси; за аналог следовало бы принять ст.ст. 29, 30, 31, 35, 36, табл.21 и др. ФЗ №123.
  9.  В п.35 ст.4 перечисление в скобках дополнить словами "шторы, завесы", а также следующим требованием "Противопожарные ворота, шторы, завесы должны быть выполнены из негорючих материалов и оборудованы автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов)".
  10.  С учетом замечания п.24 в приложении 1 в п.5 добавить п.5.3 "Шторы, завесы" со схемами подтверждения соответствия "1С, 2С, 3С".  В приложении 2 в классификации строительных изделий  дополнить пунктом 8 "Предел огнестойкости противодымных штор, завес наступает при потере целостности (Е) или дымогазонепроницаемости (S)", а классификацию систем противодымной защиты дополнить "- шторы, завесы".
  11.  В п.36 слово "помещений" применительно к "зонам безопасности" исключить как не отвечающее определению п.2) ст.2 ФЗ №123. В 4-м абзаце на с.19 вместо "пожаробезопасных зонах" записать "безопасных зонах", а также добавить "расчетного времени развития и тушения пожара", что логично связано с требованиями ст.17 ФЗ №384.
  12.  В п.37 ст.4  после слов "к увеличению площади пожара" дополнить словами  ", возникновению взрыва горючих веществ, материалов в помещении на открытых площадках".
  13.  В п.38 ст.4 записать "Электротехническая продукция при соблюдении правил безопасной эксплуатации..." и далее по тексту, т.к. иначе трудно объяснить, что причинами около 30% пожаров являются электротехнические устройства.
  14.  В ч.1 и ч.2 ст.5 после слова "стандартов" дополнить словами "и сводов правил", что будет полностью отвечать международной практике, а также требованиям ФЗ №184, ФЗ №123, ФЗ №384.
  15.  Пункт 2 ст.6 дополнить словами "а также добровольного подтверждения соответствия в форме добровольной сертификации" по аналогии со ст.145 ФЗ №123.
  16.  В ст.6 внести дополнение: "Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на единой таможенной территории Таможенного союза".
  17.  В приложении 1 в п.1.2 в 7-й строке дополнить "и из пенополистиролов" в связи с объемом их потребления в 2-3 раза более по сравнению с полиуретанами, но примерно в 4 раза менее, чем, например, в Германии.
  18.  В разд.3 приложения 1 внести пункт "противопожарные преграды, в т.ч. остекленные", а также "фасадные системы, в т.ч. вентилируемые и остекленные" по аналогии с требованиями ст.37, табл.23, 24, 25 ФЗ №123.
  19.  В п.7.4 приложения 1 дополнить "многофункциональные интегрированные пожарные шкафы" на основе п.34 ст2 проекта ТР и  ст.107 ФЗ №123.
  20.  Пункт 8 приложения 1 привести в соответствие с п.14 приложения 2 проекта ТР и ст.44 ФЗ №123.
  21.  Пункт 9.13 приложения 1 записать "генераторы (модули)" и далее по тексту.
  22.  Пункт 10.2 приложения 1 дополнить "комбинированные" и "адресные".
  23.  В п.11.2 приложения 1 после слов "стволы лафетные" внести дополнительно "роботизированные, дистанционно управляемые лафетные стволы" в связи с их широким применением в сооружениях спортивного и культурно-зрелищного назначения, машинных залах тепловых станций и др., а также ввести дополнительно "стволы водо-пенные", активно применяемые для тушения пожаров на технологическом оборудовании, водном транспорте, открытых площадках, трубопроводах нефти и газа и т.д.
  24.  Пункт 13.4 приложения 1 записать "Жидкостные ОТВ".
  25.  В пункт 13.8 дополнительно внести "огнезащитные вещества и материалы для железобетонных конструкций".
  26.  В п.14.1 на стр.45 внести: "Установки компрессорные для наполнения сжатым кислородом малолитражных баллонов аппаратов дыхательных на сжатом кислороде".
  27. 3 В п.14.1 на стр.44 внести: "Аппараты дыхательные со сжатым кислородом для пожарных".
  28. 4 В п.14.1 на стр.44 внести: "Баллоны металлокомпозитные для аппаратов дыхательных со сжатым кислородом для пожарных ТУ 2296-006-18074387-2000".
  29.  В п.1 приложения 2 внести "противопожарные преграды", а в строке "ручной  пожарный инструмент" дополнить "механизированный и немеханизированный" по аналогии с ст.124 ФЗ №123.
  30.  На с.48 в видах строительных материалов после "отделочных" дополнить "декоративно-отделочных" по аналогии с табл.28 и 29 ФЗ №123, а также неправомерно отражены "ковры и изделия ковровые для полов, дорожки напольные", которые скорее относятся в предметам интерьера или дизайна.
  31.  В п.3 на с.48 записать: "3) распространение пламени и 5) токсичность"  по аналогии с табл.3 ФЗ №123.
  32.  В п.1 п/п 1 после слов "в пожарных отсеках"  записать ", пожарных секциях" и далее по тексту по аналогии со ст.59 ФЗ №123.
  33.  В п.5 приложения 2 (с.49) дополнить "противопожарные водяные завесы" по аналогии с п.1 ст.37 ФЗ №123. В этом же пункте необоснованно говорится о классификации противопожарных занавесов, которые согласно ,например, ст.37 и табл.24 ФЗ №123 могут быть только 1-го типа, т.е.EI60.
  34.  В п.9 (с.52) в классификации огнетушителей упущены "газоаэрозольные огнетушители".
  35.  В п.14 или 15 (с.54) не отражена классификация таких мобильных средств пожаротушения, как "пожарные самолеты, вертолеты", "пожарные суда", "пожарные поезда", что затруднит практическое применение ТР.
  36.  

 Cледует отметить, что существует технический регламент таможенного союза ТР ТС 019/2011, в который отдельным п.п.15) п.4.4, вопреки области применения регламента (защита только от химического фактора), внесены требования к фильтрующим самоспасателям, используемым при пожаре, где одновременно действуют химический и термические факторы. Эти требования в десятки раз ниже установленных законодательством стран ТС и европейскими стандартами.

Переход на требования ТР ТС 019/2011 полностью разрушит сложившуюся и успешно развивающуюся систему производства и обращения СИЗ для спасения людей при пожарах, открывает дорогу на рынки стран ТС для низкокачественной дешевой продукции из стран Юго-Восточной Азии, что полностью подрывает интересы производителей стран ТС и вынудит их прекратить производство СИЗ для обеспечения пожарной безопасности населения стран ТС.

Требования ТР ТС в принципе невозможно гармонизировать с европейскими, поскольку они отличаются коренным образом.

Сравнение требований проекта регламента и ТР ТС 019/2011 представлены в таблице.

В этой связи предлагается: 1. Требования к средствам индивидуальной защиты и спасения людей при пожарах изложить в виде, представленном в ст.20 проекта регламента «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» и в стандартах к проекту.

2. Во избежание двойных требований к продукции исключить п.п. 15) п.4.4 из ТР ТС 019/2011 в связи с переносом требований в профильный технический регламент.

 

 

 

 

Сравнение требований проекта регламента и ТР ТС 019/2011

Сравнительные признаки

Проект регламента

ТР ТС 019/2011

1

2

3

Соответствие национальному законодательству

Соответствует ФЗ  №123.

Ст.20 проекта требует, чтобы СИЗ обеспечивали эвакуацию из высотных уровней, т.е. в самых проблемных условиях. Следовательно, и в менее жестких ситуациях защита

Не соответствует ФЗ №123.

П.п. 8) п.4.4 устанавливает деление СИЗ на 3 класса эффективности. Это целесообразно для системы охраны труда, где можно прогнозировать возможные уровни опасности. Но в области пожарной

1

2

3

 

обеспечивается. Нет риска выбрать СИЗ, не соответствующее уровню пожарной опасности объекта.

безопасности при отсутствии деления объектов по уровням ПБ высок риск выбора СИЗ, не соответствующих уровню пожарной опасности объекта.

Соответствие национальным стандартам

Полностью соответствует.

В Перечень к проекту регламента включены все стандарты РФ по пожарным самоспасателям, их требования соответствуют имеющимся стандартам стран ТС.

Требования стандартов являются однозначными, указаны пункты, методы испытаний.

Не соответствует.

В Перечне к п.п. 15) п.4.4 ТР ТС  нет ни одного российского документа по СИЗ из области пожарной безопасности. Единственный  стандарт Белоруссии из области ПБ не соответствует требованиям п.п.15) п.4.4 ни по перечню тест-веществ, ни по их концентрациям. Требования девяти стандартов Перечня не являются однозначными (3-4 разных требования к одному и тому же показателю), пункты стандартов не указаны, методы испытаний относятся к охране труда, однозначно не определены и не охватывают всего спектра показателей противопожарных СИЗ.

Близость к европейским стандартам и возможность гармонизации

Вероятность гармонизации без существенных изменений, затрагивающих интересы отечественных производителей, является высокой.

По уровню защитных свойств российский и белорусский стандарты полностью совпадают. При этом уровень защиты близок к европейскому.

По перечню тест-веществ полностью соответствуют Европе. По концентрациям: 3 вещества-полное соответствие, 1- отличие 30%. Имеется расхождение с Европой по некоторым эргономическим, эксплуатационным показателям и отдельным методам испытаний.

Гармонизация с европейскими стандартами в принципе невозможна.

По перечню тест-веществ: по ТР ТС нужно проверять по 7 веществам, в Европе по 4. Из обоих списков совпадает 2 вещества. (В стандартах России и Белоруссии по тем же 4 – как в Европе).

Концентрации по ТР ТС допускаются ниже европейских в 4-100 раз.

Для гармонизации нужно полностью изменять п.п.15) п.4.4, вносить изменения и дополнения в ряд других пунктов, в т.ч. и в область применения ТР ТС, полностью менять перечень стандартов, т.е. фактически переходить к тому, что имеется в проекте регламента (левая колонка). Гораздо проще и логичнее просто исключить п.п. 15) в связи с переносом требований к эвакуационным пожарным СИЗ в профильный регламент по пожарной безопасности.

Соблюдение интересов отечественных производителей

Интересы соблюдаются.

Высокие требования на уровне европейских препятствуют появлению на рынке СИЗ дешевой и низкокачественной продукции. Качественная зарубежная продукция уже поступает, но отечественные производители успешно с ней конкурируют, имея преимущества по цене. При существующем ценовом разрыве еще и остается возможность внедрять инновации для повышения качества, не боясь поднимать себестоимость.

Действующие с 2009 г. в РФ законы и нормы, которые собственно и внесены в проект регламента, уже способствовали увеличению числа

Интересы полностью нарушаются.

Снижение требований в десятки раз неизбежно приведет к появлению на рынке дешевой продукции низкого качества. Китайские производители уже неоднократно пытались сертифицировать свою продукцию, но не проходят по действующим требованиям. По ТР ТС это становится возможным. Отечественным производителям остается либо самим переходить на выпуск конкурентноспособной низкокачественной дешевой продукции, либо закрывать производства. Наиболее вероятен вариант закрытия производств, т.к. выпускать продукцию низкого качества рискованно, за качество в любом случае отвечает производитель.

1

2

3

 

российских производителей ( в 2 раза за 3 года), количества сертифицированных в области ПБ отечественных образцов (только по фильтрующим самоспасателям в 3 раза за 3 года). 

 

Соблюдение интересов потребителей

Уже получают СИЗ с защитными характеристиками на уровне европейских в ценовом сегменте 1,5 - 2,5 тыс. руб. за единицу.

Вероятность обеспечения защиты высокая.

Получат СИЗ, которые далеко не во всех ситуациях способны обеспечить защиту, в ценовом сегменте 0,7-1,2 тыс. руб. за единицу.

Обеспечение защиты не гарантируется.

  1.  В разделе 9 приложения 2 с целью ограничения обращения на рынке фальсифицированных огнетушителей, предназначенных для тушения очагов пожаров классов А, В, С, Е, соответствующий 7-й абзац из текста исключить.
  2.  В п.22 с.3 Перечня стандартов, изложенных на с.1-10 Пояснительной записки,  по ГОСТ Р 51057 необходимо добавить следующие пункты его требований: 5.25, 5.38, 5.39, 5.41, 5.46, а по п.18 с.2 по ГОСТ Р 51017 необходимо добавить следующие пункты его требований: 5.31, 5.36, 5.38, 5.39.
  3.  В п.27 с.13 Перечня стандартов, изложенных на с.11-21 Пояснительной записки, по методам испытаний  ГОСТ Р 51057 необходимо добавить следующие пункты его требований: 9.7, 9.10, 9.11, 9.12, 9.13, 9.15, 9.17, 9.22, 9.25, 9.26, 9.31, 9.39, а по п.20 с.13 по ГОСТ Р 51017 необходимо добавить следующие пункты его требований: 9.7, 9.10, 9.10.3, 9.11, 9.12, 9.13, 9.25, 9.26, 9.28, 9.34.
  4.  В Перечень стандартов (с.1-10) к п.26 ст.4 включить ГОСТ Р 51115-97 "Техника пожарная. Стволы пожарные лафетные комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний".
  5.  В Перечень стандартов (с.1-10) к п.26 ст.4 включить ГОСТ Р 53331-2009 "Техника пожарная. Стволы пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний".
  6.  В Перечень стандартов (с.1-10) к ст.4 дополнительно включить ГОСТ Р 53326-2009 "Техника пожаротушения. Установки пожаротушения роботизированные. Общие технические требования. Методы испытаний".

 

 

Выводы:

  1. Проект Технического регламента имеет существенные расхождения названия и содержательной части, т.к. в случае объекта технического регулирования "средства обеспечения пожарной безопасности" в нём следовало бы отразить весь комплекс требований, базирующихся, в частности,  на ФЗ №184, ФЗ №123, ФЗ №384.
  2. Проект Технического регламента представляет собой не совсем удачное заимствование ряда требований (не более 25%) из ФЗ №123 (при этом на с.2 Пояснительной записки декларируется, что разработка осуществлена именно на основе ФЗ №123), когда основная часть важнейших требований не нашла в нем какого-либо отражения, включая защиту жизни и здоровья людей, имущества, например,  объемно-планировочными и конструктивными решениями, а также требования наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, обеспечения деятельности пожарных подразделений и многих других.
  3. Как следствие выводов по п.1 и 2 совсем не отражены способы оценки соответствия здания, сооружения требованиям пожарной безопасности по аналогии с мировой практикой, а также на основе, например, ст.6 ФЗ №123 или чт.15 и ст.17 ФЗ №384. Тем самым по существу не предусматривается возможность применении на территории Таможенного Союза гибкой системы противопожарного нормирования, внедрения на её основе системы страхования объектов, имущества, жизни и здоровья людей от огня.
  4. В проекте Технического регламента уделено избыточное внимание описанию процедур оценки соответствия продукции требованиям (примерно 50% текста), что может являться предметом соответствующего общего ТР, а в рассмотренном проекте ТР следовало отразить специфику.
  5. Содержание проекта Технического регламента не позволяет получить хотя бы общее представление о системе нормативных документов по пожарной безопасности стран-членов Таможенного Союза, поскольку в нем даже не упомянуты соответствующие Своды правил, а также международные стандарты, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, региональные стандарты и региональные своды правил, использование которых предусмотрено, в частности, ст.16.1 ФЗ №184 и соглашением о ВТО .
  6. Проект Технического регламента не содержит каких-либо ограничений по области его применения  по аналогии, например, со ст.1 ФЗ №184, ст.3 ФЗ №384, ст.1 ФЗ №123.
  7. С учетом вышеизложенного Проект Технического регламента нуждается в дополнительной всесторонней экспертизе с привлечением высококвалифицированных специалистов и существенной доработке до его вынесение на рассмотрение и принятие.