Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

От первого лица

Грибенников А.Н., Начальник управления охраны и защиты лесов Рослесхоза
http://lesvesti.ru
 
 Накануне лесопожарного сезона 2014 года Минприроды России утвердило Правила тушения пожаров, а Рослесхоз разработал критерии оценки работы регионов в пожароопасный сезон. Об особенностях работы системы охраны лесов от пожаров в этом году рассказывает Андрей Грибенников.
– В Дальневосточном ФО Рослесхоз проводит окружное совещание, где рассмотрят вопросы эффективности исполнения субъектами РФ переданных полномочий в 2013 году и поставят задачи регионам на 2014 год. Тема приморских возгораний будет на ней подниматься?
– В числе приоритетных вопросов рассматривается ситуация с пожарной безопасностью в лесах. На дальневосточном совещании планируется рассмотреть вопрос зонирования территории лесного фонда и применения сил и средств пожаротушения. На Дальнем Востоке большие территории отнесены к зоне космического мониторинга. Пожары в этой зоне, как правило, возникают по причине грозовых ударов в далеких таежных углах, они имеют естественный характер. Главная задача – чтобы огонь не нанес вреда населенным пунктам и объектам экономики. Однако есть более сложные ситуации, когда граничащие друг с другом регионы относятся к разным зонам и районам применения сил пожаротушения, где действуют разные алгоритмы борьбы с пожарами. Необходимо привести все в соответствие, чтобы оптимизировать затраты на охрану лесов от пожаров и унифицировать подходы к системе охраны лесов.
– В январе 2014 года вышли в свет новые Правила тушения пожаров. В чем их суть?
– Прежде всего, документ направлен на регулирование мер, связанных непосредственно с тушением лесных пожаров, а также предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в лесах, взаимодействием лесопожарных формирований и иных привлекаемых к тушению пожаров организаций. В правилах установлены требования к технологии тушения пожаров, определены сферы ответственности и алгоритмы действий должностных лиц, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
Отдельная роль отведена руководителю тушения пожаров – как лицу, несущему персональную ответственность за выбор тактики и техники тушения пожаров, руководящему процессом тушения, а также ответственность за привлеченных людей.
Должен отметить, что помимо данного документа в 2013 году проведена большая работа по разработке и утверждению нормативных правовых актов, регулирующих охрану лесов от пожаров. Так, утверждена нормативная база, регламентирующая мониторинг лесных пожаров. Кроме того, подготовлен ряд положений, касающихся оценки достоверности сведений по пожарной опасности в лесах: это методика осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о лесных пожарах, методика инструментального замера площади пожара, формы документов, необходимые для предоставления сведений о пожарной опасности и лесных пожарах.
– Как Рослесхоз готовится к лесопожарному сезону 2014 года?
– В настоящее время субъекты РФ разрабатывают Сводные планы тушения пожаров. В прошлом году мы провели большую работу по унификации Сводных планов для того, чтобы они стали «живыми» и рабочими документами. Так, в сводные планы включен регламент действий сил и средств пожаротушения региона в зависимости от класса пожарной опасности по условиям погоды и складывающейся ситуации.
– Насколько, по вашей оценке, регионы готовы к лесопожарному сезону?
– Напомню, в 2011 и 2012 годах проведено оснащение лесопожарных формирований пожарной техникой и оборудованием. Только из федерального бюджета было выделено 8,5 млрд. рублей для приобретения пожарных машин, цистерн, оборудования для пожаротушения. В этом году в рамках реализации госпрограммы «Развитие лесного хозяйства до 2020 года» мы продолжим комплектовать лесопожарные формирования в субъектах РФ. Упор будет сделан на авиационное оборудование: это спусковые устройства, водосливные устройства, все оборудование для ПДПС региональных служб.
– В свое время было введено лицензирование лесопожарных служб, эта мера, как объяснялось, была направлена на повышение качества охраны лесов от пожаров. Сейчас идет разговор об отмене лицензирования. Можете пояснить, что происходит?
– Вы знаете, что лицензирование лесопожарной деятельности было введено после катастрофических пожаров 2010 года, когда их тушением занимался кто только мог. Конкурсы зачастую выигрывали организации, не имеющие ни опыта работы, ни нужных специалистов, ни техники. Основным критерием была цена контракта. Чтобы отсечь случайные организации, было введено лицензирование. Логика была простой: если ты хочешь заниматься такой опасной работой – подтверди, что имеешь для этого возможность. На протяжении 2012-2013 годов было проведено лицензирование основных лесопожарных формирований и вместе с этим началось выстраивание института специализированных организаций по охране лесов в субъектах РФ. Всего была выдана 901 лицензия, причем львиная доля – порядка 750 – в 2012 году.
Вместе с тем на сегодняшний день законодательно закреплено, что тушение лесных пожаров осуществляют специализированные учреждения, которые занимаются этой деятельностью по госзаданию. В каждом регионе создана система профессиональных лесопожарных формирований. При этом многие лесопользователи, которые по закону должны препятствовать распространению пожаров, нашли лазейку: прикрываются тем, что у них нет лицензии и, по сути, уходят от ответственности. Поэтому в прошлом году были подготовлены предложения по отмене лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров которые, мы надеемся, будут поддержаны на законодательном уровне.