Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

От первого лица

Кривошонок В.В., Ветеран пожарной охраны, Член общественного Совета СЗРЦ МЧС России генерал-майор внутренней службы в отставке

13.12.2013 


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО по действиям ФАС в сфере пожарного мониторинга

Кому: Руководителям УФАС России

Копия:
Председателю Государственной ​Думы Российской Федерации Нарышкину С.Е.
Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Шувалову И.И.
Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я.
Руководителю Федеральной антимонопольной службы Артемьеву И.Ю.
Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучкову В.А.
 


На сайтах Ваших Управлений размещена информация о том, что Управления ФАС России проводят мониторинг на рынке специализированных противопожарных систем. Размещая данную информацию, Вы просите компании, работающие на указанном рынке, обращаться в антимонопольную службу в случае, если им известны какие-либо факты ограничения конкуренции со стороны ЗАО «Аргус-Спектр», его дилеров, аккредитованных организаций или подразделений МЧС России.
Данная информация вызывает, по крайней мере, определенное недоумение, так как она содержит ложные сведения, порочащие честь, доброе имя и деловую репутацию руководителей МЧС России и его территориальных подразделений, а также ЗАО «Аргус-Спектр».
Высказывая собственное мнение относительно событий, описываемых в названных информациях, Вы должны действовать добросовестно, основываясь на достоверных фактах, и предоставлять надежную и точную информацию в соответствии с этикой, присущей государственным служащим.
Когда выдвигаются конкретные претензии в совершении правонарушения антимонопольного законодательства, необходимо, по крайней мере, представить солидные фактические основания для этих претензий. Управления ФАС России таких оснований в своих информациях не представили.
В частности, в информациях сообщается, что Федеральная антимонопольная служба уличила петербургское ЗАО «Аргус-Спектр» в грубых нарушениях закона «О защите конкуренции» и в попытке монополизировать российский рынок пожарной автоматики» путем заключения антиконкурентных соглашений с региональными подразделениями МЧС России с целью устранения с рынка специального противопожарного оборудования хозяйствующих субъектов, не являющихся дилерами ЗАО «Аргус-Спектр», а также через свою дилерскую сеть монополизировало предоставление услуги по подключению охраняемых объектов к пультам пожарных частей.
Если бы Федеральная антимонопольная служба действительно в чем-либо «уличила» региональные подразделения МЧС России и ЗАО «Аргус-Спектр», то должно быть возбуждено антимонопольное дело, в ходе рассмотрения которого ФАС России должно вынести аргументированное решение о признании региональных подразделений МЧС России и ЗАО «Аргус-Спектр» виновным в совершении вменяемых нарушений.
Но ни антимонопольного дела, ни, тем более, решения ФАС России о виновности региональных подразделений МЧС России и «Аргус-Спектр» нет.
Есть только многочисленные запросы из ФАС России и из УФАС России в различные организации, в том числе и в отряды ФПС МЧС России, с требованием предоставить сведения об интеллектуальной собственности МЧС России, а также, например, сообщить, сможет ли отряд ФПС МЧС России заменить принятый на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, на другое оборудование, и какие издержки при этом отряд ФПС МЧС России понесет (примечательно, что издержки понесет не отряд, а федеральный бюджет, за счет которого данный комплекс в рамках заключенных государственных контрактов для данного отряда приобретался).
Поэтому возникает правомерный вопрос - на каком основании Ваши Управления распространяют данные клеветнические сведения, порочащие деловую репутацию должностных лиц МЧС России и ЗАО «Аргус-Спектр», которые с радостью, не разобравшись в ситуации, подхватывают многочисленные средства массовой информации?
Вы, обвиняя ЗАО «Аргус-Спектр» в заключении антиконкурентных соглашений с региональными подразделениями МЧС России с целью устранения с рынка специального противопожарного оборудования хозяйствующих субъектов, не объясняете, каким способом ЗАО «Аргус-Спектр» и региональные подразделения МЧС России монополизировали рынок, вытеснили с него какие-то организации.
Вы должны понимать, что на Ваши обращения откликнутся, в первую очередь, организации, аналогичные ООО «Волна», исковое заявление которого к 15 отряду ФПС МЧС России по Ленинградской области рассматривалось 16 сентября 2013 года в 13-м арбитражном апелляционном суде.
Суд в иске ООО «Волна», которое добивалось подключения своих технических средств к оборудованию МЧС России для оказания платных услуг социальным объектам по передаче сигналов о пожаре, отказал. Суд признал посредническую деятельность ООО «Волна» незаконной (Постановление Тринадцатого апелляционного суда от 02.10.2013 по делу №А56-54896/2012), поскольку передача сигнала о пожаре от объекта в пожарную часть – это государственная функция МЧС России и осуществляется на всей территории России бесплатно.
В договорах же на оказание «услуг» по приему-передаче сигнала о пожаре, заключенных ООО «Волна» с обслуживаемыми объектами, имеется обязательство социальных учреждений платить ежемесячно значительные суммы в пользу ООО «Волна» (порядка 16 000 рублей в месяц).
Согласно оценкам экспертов, оплата услуг компаний, аналогичных ООО «Волна», а их перечень уже сейчас нетрудно обнаружить на открытой «горячей линии» ФАС России, а в ближайшем будущем – и на Ваших сайтах, ежегодно обходится Российской Федерации в сумму более 20 миллиардов руб., основная часть из которых, это – оплата за коммерческие каналы связи, в то время как Правительством РФ принято решение о выделении для МЧС России бесплатного специального радиоканала, предназначенного для обеспечения безопасности страны.
«Волна», как и аналогичные ей компании, «зарабатывая» на мнимых услугах по передаче сигналов о пожаре в пожарные части ФПС МЧС России значительные финансовые средства, со своей стороны ничем не обязаны тем, кто им платит, а это, как правило, социально-значимые объекты. Дело в том, что «Волна» и ей подобные никакие действия не осуществляют, так как сигнал от объекта поступает в пожарную часть автоматически, только не напрямую (объект – пожарная часть), а – через них как посредников.
Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект: «Волна», действуя на «рынке специализированного противопожарного оборудования», не несет ответственности в случае невыполнения своих обязательств по вышеуказанным мнимым договорам с социально-значимыми объектами. Сбой, выход из строя или повреждение ее собственного оборудования, ее собственных средств и линий связи у ООО «Волна» относится к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор).
Всю ответственность за непрохождение сигнала о пожаре несет МЧС России, и никто из людей, не примет от сотрудников Министерства объяснений, что его близкие погибли по вине «Волны» и ей подобных.
То есть, громкими заявлениями о грубых нарушениях закона «О защите конкуренции» и попытке монополизировать российский рынок пожарной автоматики» названные организации хотят, используя административный ресурс ФАС России, прикрыть не только неправомочное получение немалых бюджетных средств.
Хотелось, чтобы Вы понимали, что «средства к существованию» коммерческими организациями, такими, как ООО «Волна», добываются ценою реальной угрозы жизни и здоровью людей.
Решения судов, вступившие в законную силу, обязательны на всей территории Российской Федерации, в том числе и для ФАС России.
Кроме того, Ваши Управления не имеют оснований для размещения на своих сайтах названной информации и по причине того, что ни ФАС России в целом, ни его Управления в частности, не обладают соответствующими компетенциями и должностными положениями в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не регулируют порядок и условия ведения предпринимательской деятельности и не устанавливают в этих целях связь МЧС России и его территориальных органов с деятельностью предпринимателей по извлечению прибыли, а потому обоснованность любых решений МЧС России по осуществлению государственной функции в сфере обеспечения пожарной безопасности, равно как и причины для этих решений, не могут оцениваться с точки зрения их экономической целесообразности в целях выявления в них деловых просчетов.
По этой же причине у должностных лиц ФАС России нет правовых оснований оценивать способы подключения объектов защиты к пультовому оборудованию программно-аппаратного комплекса, принятого на снабжение в системе МЧС России, а тем более рассматривать вопрос о возможности замены данного комплекса на другое оборудование.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 (в ред. от 09.02.2012) даже суды не вправе оценивать целесообразность решения государственного органа, если его принятие отнесено к компетенции данного органа.
Одновременно хотелось бы акцентировать Ваше внимание, что крайнее недоумение вызывает и тот факт, что ни Вам, ни Вашим подчиненным не известны требования федерального законодательства, нормативные акты МЧС России, согласно которым:
 

 - осуществлять техническое обслуживание пультового оборудования, установленного в подразделения ФПС МЧС России и предназначенного для приема сигналов о пожаре, имеет право любая организация, имеющая лицензию МЧС России. Единственным правовым последствием получения организациями статуса сервисного центра предприятия-производителя является установление предприятием-изготовителем, в соответствии с государственными контрактами на поставку продукции для МЧС России, повышенного 8-ми летнего гарантийного срока на данное оборудование, монтаж и техническое обслуживание которого сервисный центр осуществляет. Это, кстати, подтверждается письмом ЗАО «Аргус-Спектр» от 28.03.2013г. № 130/01, размещенном на сайте предприятия, в котором определены полномочия официальных сервисных центров.

 - поставлять, монтировать и обслуживать объектовые станции, предназначенные для прямого вывода сигнала о пожаре от объекта защиты в подразделения ФПС МЧС России, имеет право любая организация, имеющая лицензию МЧС России, и получения данными организациями какого-либо статуса от предприятий-производителей объектовых станций не требуется.

 - выбор организаций, претендующих на заключение контрактов на поставку, монтаж и обслуживание объектовых станций, не зависит ни от региональных подразделений МЧС России, ни от организаций, осуществляющих техническое обслуживание пультового оборудования, установленного в подразделения ФПС МЧС России, ни тем более от предприятий-производителей (которых, кстати, на территории России достаточное количество) объектовых станций. Данный выбор должен осуществляться руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или непосредственно объектов защиты в строгом соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, в последующем - Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ.

 

Согласно названному Федеральному закону, победителем конкурса должен признаваться участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта, в том числе и минимальную цену, определенную государственным заказчиком, муниципальным заказчиком и иным заказчиком при размещении соответствующего заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги.
 

 - подключение пожарной сигнализации через объектовые станции осуществляется организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание пультового оборудования, установленного в подразделении ФПС МЧС России на безвозмездной основе по решению соответствующего должностного лица подразделения ФПС МЧС России, на имя которого должен обратиться руководитель объекта защиты (но, ни коим образом не руководителем посреднической организации – коммерческого центра технического мониторинга, или организации, обслуживающей пожарную сигнализацию на объекте защиты) с просьбой провести такое подключение. Решение об отключении объекта защиты от пультового оборудования принимается также должностным лицом подразделения ФПС МЧС России в случае нерабочего состояния пожарной сигнализации;

 - выделенные главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации радиочастоты используются подразделениями ФПС МЧС России в строгом соответствии с разрешением штабов военных округов, а именно - для передачи извещений о пожаре от объекта защиты в дежурно-диспетчерские службы ЦУКС МЧС России и/или отрядов ФПС МЧС России на безвозмездной основе в автоматическом режиме без участия персонала объектов и каких-либо посредников. Никакая организация, осуществляющая сервисное обслуживание пультового или объектового оборудования, не использует и не может использовать радиоканал, выделенный МЧС России для передачи сигнала о пожаре в подразделения пожарной охраны, так как такая передача осуществляется в автоматическом режиме без участия персонала объекта и любых посредников.

В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание на Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2012г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политики» и от 07 мая 2012г. № 691 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления», в которых содержатся поручения Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по повышению эффективности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях обеспечения условий для экономического развития секторов экономики и сохранения человеческого потенциала.
3 апреля 2013г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 513-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Реализация названных поручений и исполнение государственной программы, предусматривающей, в том числе, и создание наукоемких образцов пожарно-спасательной техники и технологий, к которым, несомненно, относится и «программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях», разработанный МЧС России в 2009г. во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 12.03.2009г. № Пр-567 и от 13.11.2009г. № Пр-3021., должны позволить снизить к 2018 году количество людей погибших при пожарах с 10,8 до 8,4 тыс. человек, погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях – с 32,2 до 25,8 тыс. человек.
Вы, как руководители УФАС России, должны для себя определить приоритеты: либо решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, либо интересы коммерческих организаций, стремящихся с помощью ФАС России остаться, в нарушение требований действующего законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, посредниками по передаче сигнала о пожаре от объектов защиты в подразделения пожарной охраны. Тем более, что большинство из этих организаций, используют оборудование, не отвечающее как требованиям по надежности, так и требованиям вступающих в законную силу с 01.01.2014г. изменениям в ГОСТ Р «Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний», содержащий раздел 9 «Системы передачи извещений о пожаре».

На мое обращение прошу Вас ответить официально, разместив ответы на сайтах своих Управлений.