Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

От первого лица

Артем Искра, Директор центра страхования имущества и ответственности физических лиц страховой компании «Альянс»

Из интервью журналиста "ЭХО Москвы" Алексея Дыховичного

 

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Артем Искра, директор центра страхования имущества и ответственности физических лиц страховой компании «Альянс» у нас в гостях. Обязательное страхование жилья, так звучит тема нашего эфира. Дело в том, что эти разговоры вновь появились после наводнения на Кубани. На селекторном совещании 27 июля Дмитрий Медведев заявил главам регионов о необходимости стимулировать население к страхованию жилья. Кроме того, премьер сообщил, что дал поручение по вопросу обязательного страхования от стихийных бедствий. «Меня не устраивает ответ», - сказал Дмитрий Анатольевич Медведев, - «что это сегодня не соответствует неким общим подходам по осуществлению страхования. Издержки, которые мы несем, я уже не говорю о человеческих жизнях и здоровье, это бесценно, но даже материальные издержки, которые мы несем в виду отсутствия страхования, колоссальные. Во всем мире именно так делается, а не подписываются указы, постановления по выделению денежных средств». Конец цитаты. Премьер-министр сказал вводить страхование.

А.ИСКРА: Ну, эта тема поднимается уже не в первый раз, лет 10 назад Госстрой пытался ввести обязательное страхование, затем, после массовых пожаров МЧС пыталось сделать законопроект об обязательном противопожарном страховании, дальше эта тема поднялась опять после соответствующих событий в Крымске, ну, и я предполагаю, что после очередного резонансного стихийного бедствия, она будет подниматься вновь и вновь. И если говорить лично о моем отношении к этой тем, я думаю, что обязательного страхования у нас не случится, этому препятствует и гражданское законодательство, и… ну, очень много чего нужно поменять в правовой среде, чтобы эту тему запустить, но она не пойдет.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы с сожалением это констатируете? Я читал «Коммерсант-Деньги», там достаточно большая статья вышла пару месяцев тому назад, страховщики, оказывается, как пишет «Коммерсант-Деньги», не очень-то ратуют за введение обязательного страхования, большая часть, по крайней мере. Вы относитесь к какой части?

А.ИСКРА: Да, Вы знаете, я тоже отношусь к той части, которая не ратует за очередное обязательное страхование, за дополнительную нагрузку на людей, потому что это будет вызывать волны негатива и опять страховые компании будут считать обирателями народа и так далее, и так далее, и так далее. К тому же, наша страна все-таки пытается перенимать какой-то положительный опыт европейских стран, где обязательного страхования нет нигде в настоящее время.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Но, с другой стороны… Я опять к цитате, прав же Дмитрий Анатольевич, что издержки колоссальные, и вообще непонятно, почему вдруг платит государство, и непонятно, а почему государство не платит, если у тебя пожар произошел в результате того, что короткое замыкание произошло, на даче или в квартире.

А.ИСКРА: На самом деле это действительно нонсенс, что в нашей стране, как случается крупная катастрофа, собственникам, не застраховавшим свое жилье, государство производит какие-то компенсации в виде денег, в виде постройки жилья и так далее. Честно говоря, у меня даже нет ответа, почему государство это делает, кроме какой-то там политической воли или желания смягчить отношения простого народа к власти.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Как решать? Давайте так. «Альянс» - это страховая компания, которая работает более, чем… в скольки странах?

А.ИСКРА: В 170 странах

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: 170 стран. Это огромная корпорация, транснациональная. В Европе же вы тоже работаете, в Соединенных Штатах? Там ведь как-то эти вопросы решены, хотя во время стихийных бедствий тоже бывает по-разному, но все-таки, по большей части-то решены.

А.ИСКРА: Ваш вопрос можно разделить, наверное, на три части. Первая часть – а страхуются ли люди на Западе, и что их побуждает к этому. Вторая часть: а как государство? Участвует – не участвует в каких-то выплатах, или еще каким-то образом при наступлении массовых стихийных бедствий. И третья часть: как это у нас все-таки развить и приблизиться к той ситуации, которая существует на Западе. Скажу что по крайней мере в западноевропейских странах, уровень страхования жилья, собственного же, составляет 90-95%, то есть там практически каждый дом, каждое жилье застраховано, причем застраховано добровольно. Там нет обязательных программ. Безусловно, этому способствовало серьезное развитие ипотечного страхования, где ты не можешь получить кредит, если не будешь иметь страхового полиса. Безусловно, это крайне высокая самосознательность людей, потому что если ты через ипотеку ли, выплачивая 20, 30, 50 лет за собственное жилье, либо сам смог накопить и купить свою недвижимость, для тебя это основная ценность жизни, это старт-ап для твоих детей, для твоих внуков. И ты ее будешь стараться сберечь на долгие-долгие-долгие годы. И поэтому там люди добровольно страхуют свою недвижимость, очень серьезно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А в Соединенных Штатах помогает государство? При стихийных бедствиях.

А.ИСКРА: Государство при стихийных бедствиях помогает непосредственно после его свершения. То есть: временное размещение, питание, восстановление инфраструктуры, дороги, инженерные коммуникации и так далее. Никто людям не компенсирует утраченное жилье. Никто – ни в Америки, ни в Европе, нигде.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Вот вы разложили мой вопрос на три части, и вот мы к третьей части и подобрались. А что нам-то делать? Как нам? Ведь надо ж решать.

А.ИСКРА: Абсолютно согласен, я вижу несколько путей увеличения числа застрахованного жилья. Наверное, первое и одно из основных, с чего стоит начать, это увеличение самосознательности наших граждан, чему будет способствовать полный отказ участия государства в каких-либо компенсационных выплатах, если происходит стихийное бедствие или иное разрушение имущества.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Надо быть жестче?

А.ИСКРА: Надо быть жестче. Вы знаете, я читал совсем недавно интересное исследование Национального Агентства Финансовых Исследований, в котором обсуждались причины, почему люди не страхуются. Не страхуют жилье. И 33% опрошенных назвали, что они не видят смысла вообще в покупке страхового полиса, и порядка, наверное, 24% говорят, что у нас нет денег на его приобретение. Мне кажется, что вот этот максимальный процент, треть, что люди не видят смысла в том, что нужно покупать этот полис, как раз он и говорит о том, что мы живем по двум пословицам: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», либо, если уже что-то случилось, «снаряд дважды в одну воронку не попадает». И третье – государство, наверное, всегда нам поможет. То есть у нас еще такое совковое сознание, что я живу в Советском Союзе, у меня что-то случится, я пойду в администрацию, в управу, к Президенту и буду донимать и просить, чтобы мне это компенсировали.

То есть я считаю, что нужно исключить саму эту возможность. Во вторую очередь, я считаю, автоматизировать или упростить процесс донесения страховой услуги до населения. В качестве примера могу привести, еще несколько лет назад мы с вами летали за границу, выписывая бумажные авиабилеты, а как только сделали возможность продажи электронного авиабилета, эта отрасль резко пошла вверх, огромное количество пользователей этой новой услуги. Соответственно, если бы законодатель помог именно следуя мировому опыту, возможности заключения электронных полисов, акцептации этих полисов, их оплаты. Человек зашел на сайт, увидел полис, оплатил карточкой и получил по почте. Все, он застрахован. Эта услуга для него проста.
Безусловно, наверное, одним из основных путей является работа с самими страховыми компаниями. Это увеличение конкурентоспособности тарифов, это клиентоориентированность, сервис на клиента.


 

Полный текст на сайте радиостанции "ЭХО Москвы"