Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

От первого лица

Хмелев С.О., Заместитель председателя профсоюза Негосударственной сферы безопасности

Принят новый ФЗ №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Структуры Негосударственной сферы безопасности (НСБ) являются одним из основных поставщиков частных охранных услуг и, соответственно, игроков на рынке муниципальных и государственных закупок, поэтому их непосредственно затрагивают новые принципы работы государственной контрактной системы. Отрасли надо четко понимать механизмы формирования деловой репутации в рамках НСБ и ясно представлять институты ее формирующие.

 

В апреле 2013 года был принят Федеральный закон Российской Федерации №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который предназначен для повышения эффективности и результативности государственных и муниципальных закупок, гласности и предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере.

Закон устанавливает основные принципы контрактной системы в сфере закупок (ст.6) – обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок(п.2 ст.8).

В тоже время неценовая конкуренция — это метод конкурентной борьбы, где на первый план выступают уникальные свойства товаров и услуг, в основу которых положено не ценовое превосходство над конкурентами, а иные характеристики. Следуя этой логике в статье 22 Закона, регламентирующей определение и обоснование заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, в пункте 13 говорится: «…При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке».

 

Термин деловая репутация присутствует в статье 31 (Требования к участникам закупки), в статье 32 (Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки), в статье 33 (Правила описания объекта закупки). Таким образом, в начинающей работать со следующего года по новому закону государственной контрактной системе деловая репутация участника конкурса становится одним из ключевых критериев отбора.

Структуры негосударственной сферы безопасности (НСБ) являются одним из основных поставщиков охранных услуг и, соответственно, игроков на рынке муниципальных и государственных закупок, поэтому их непосредственно затрагивают новые принципы работы государственной контрактной системы. Отрасли надо четко понимать механизмы формирования деловой репутации в рамках НСБ и ясно представлять институты ее формирующие.

Современный экономический словарь дает определение деловой репутации (ДР) – нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Можно добавить, что ДР – это общественная оценка деловых и профессиональных качеств физического или юридического лица в основном положительного содержания, своего рода «доброе имя» лица, что учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау, торговыми марками и т.д.

В тоже время ДР может оцениваться как качественными, так и количественными показателями. В российской экономической практике при бухгалтерском учёте нематериальных активов в качестве количественного показателя используется стоимостная оценка деловой репутации, вводимая приказом Минфина РФ от 27.12.2007 №153н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов», где стоимость ДР определяется как разница между текущей рыночной ценой, предлагаемой продавцу (владельцу) актива при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и стоимостью всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения). Проще говоря, ДР организации – это разница между покупной ценой организации и стоимостью ее по бухгалтерскому балансу.

В мировой практике принято определять стоимость деловой репутации организации понятием "гудвилл" (от англ. goodwill - добрая воля). Одно из наиболее точных определений гудвилла дано Г.Десмондом и Р.Келли в книге "Руководство по оценке бизнеса". Гудвилл определяется "как совокупность тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия или данного лица и которые приносят компании прибыль сверх той, которая требуется для получения разумного дохода на все остальные активы предприятия, включая все те нематериальные активы, что могут быть выделены и отдельно оценены".

В современной отечественной юриспруденции деловая репутация рассматривается через призму нанесения морального вреда и его возмещения. Однако реально репутация организации в восприятии общества определена деятельностью этой организации. Репутация является отражением деятельности и культуры организации. Положительная деловая репутация организации составляет важную часть в экономическом успехе предприятия. Представления о предприятии формируются из восприятия (оценки) организации теми, кто вступает с данным субъектом в экономические отношения. Оценки создаются на основе информации о различных сторонах деятельности организации.

 

В итоге, понятие деловой репутации предприятия можно условно составить из двух частей:

1) описательной (информационной) составляющей, которая представляет собой совокупность всех сведений об организации;

2) оценочной составляющей, связанной с различными сторонами деятельности организации, включая экономическую деятельность.

В условиях, когда в действующем законодательстве нет четкого понятия "деловая репутация", при том что слово "репутация" в словаре С.И.Ожегова толкуется как сложившееся общественное мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо, можно деловую репутацию определить так – общественная оценка профессиональной деятельности фирмы или предпринимателя.

При этом становится ясно, что в настоящий момент четкого понимания формирования института деловой репутации с позиций функционирования новой контрактной системы в нашей стране нет. Это вызывает беспокойство у участников рынка. Вызывает опасение возможность появления нового элемента непрозрачности будущих торгов и конкурсов. Так как можно ожидать появления некого нового «черного ящика», который будет поставлен между закупщиком и поставщиком. Это обстоятельство не может не беспокоить предпринимателей и не должно оставаться без внимания общественности. Особенно пристальный общественный контроль должен существовать в условиях громадного числа нареканий к действующим процедурам торгов и конкурсов на фоне борьбы с различными нарушениями и проявлениями коррупции. Понятно, что в сложившихся условиях решающим для принятия решения должно быть независимое экспертное заключение, которое предусмотрено новым законом, но законодатель не дает четкой формулировки от кого оно должно исходить. При этом вопрос имеет не малую материальную значимость.

 

В сложившейся ситуации отраслевым институтам гражданского общества необходимо брать инициативу в свои руки. Только активная позиция общества позволит установить реальную эффективную процедуру расходования бюджетных средств различного уровня и позволит обеспечить выбор оптимального поставщика товаров и услуг для удовлетворения действительно необходимых потребностей государства и общества.

В этой работе у НСБ есть хороший задел. В феврале 2013 года было проведено Всероссийское совещание НСБ «Стратегия 2020». По его итогам создан Координационный совет НСБ (председатель депутат ГД РФ Н.Д.Ковалев). Наметились явные лидеры, взявшие на себя решение жизненно важных для отрасли вопросов. Это подкомиссия по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы НСБ Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с судебно-правоохранительными органами (руководитель член ОП РФ Д.Е.Галочкин), Комитет по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ (руководитель депутат ГД РФ А.Б.Выборный), Отраслевое отделение негосударственной сферы безопасности Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (председатель В.Г.Соколенко), Общероссийский профсоюз НСБ (председатель Д.Е. Галочкин), Отраслевое Общероссийское объединение работодателей сферы безопасности (руководитель А.Е.Додонов), саморегулируемая организация предприятий безопасности «Школа без опасности» (президент С.В.Саминский), Ассоциация «Девятичи» (президент Ю.В.Тужилкин), Ассоциация международного сотрудничества негосударственных структур безопасности (президент А.В.Евдокимов). В то же время объединилась и активизировалась законотворческая работа экспертного сообщества в рамках профильных комитетов ФС РФ, особенно, в Комитете ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции под руководством заместителя председателя комитета, депутата ГД А.К.Лугового. Налаживается плодотворное сотрудничество отраслевых институтов гражданского общества с Координационным советом при МВД России (председатель первый заместитель МВД РФ А.В.Горовой).

 

Все это говорит о том, что в настоящий момент охранная отрасль консолидировалась, она готова к принятию единых решений и, следовательно, готова к созданию своего отраслевого института формирования института деловой репутации.

При этом процесс оценки должен происходить, по нашему мнению, по следующим основным критериям:

1. Отсутствие (присутствие) претензий со стороны органов власти и местного самоуправления, включая надзорные, лицензирующие и фискальные органы.

2. Финансовая стабильность предприятия. Отсутствие (присутствие) задолженностей по выплате заработной платы, налогов, социальных взносов, просроченных кредитных и иных финансовых обязательств.

3. Исполнительская дисциплина. Отсутствие (присутствие) невыполненных договорных обязательств, срыва сроков и условий договоров, отсутствие претензий со стороны заказчика.

4. Уровень качества производимых товаров и услуг. Наличие сертификатов качества, благодарственных писем и отзывов, побед в профессиональных конкурсах и т.д. и т.п.

5. Публичность деятельности компании. Наличие собственного сайта, наличие публикаций о деятельности компании в СМИ, участие в выставках, отраслевых конференциях, семинарах, круглых столах и т.д. и т.п.

6. Участие организации в работе отраслевых НКО и институтах гражданского общества.

7. Квалификация персонала. Обучение, переподготовка, сдача квалификационных экзаменов, вхождение на добровольной основе в отраслевой профессиональный союз (профсоюз).

8. Участие на добровольной основе в профессиональных реестрах, рейтингах и иных мероприятиях, устанавливающих относительную степень сравнения предприятий одной отрасли. Открытое предоставление информации о деятельности, услугах и производимых организацией товаров и иных данных, необходимых для оценки и сравнительного анализа деятельности предприятий.

Собранная формализованная информация должна послужить основой для формирования массива данных, на базе которого станет возможным проведение оценки деловой репутации предприятий. А проведение последующего сравнительного анализа обеспечит возможность выработки рекомендаций при проведении конкурсов в рамках формируемой федеральным законодательством новой контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, сегодня мы подошли к такому моменту, когда в рамках НСБ, как и в других отраслях народного хозяйства, назрела жесткая необходимость в создании единого реестра производителей охранных услуг и средств безопасности. Разумеется, он должен признаваться большей частью профессионального сообщества НСБ. Только в этом случае реестр сможет служить основой для принятия решения заказчиков различного уровня.

При этом составители реестров, списков и т.д. должны учитывать возможность нанесения вреда деловой репутации организации при умышленных или неумышленных искажениях информации и четко представлять, что данное обстоятельство может явиться поводом для судебных разбирательств и последующего материального возмещения возможного нанесенного ущерба. Поэтому необходимо предусмотреть разумное формирование реестра не наносящее ущерб всем участникам рынка.