Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

От первого лица

Гвоздев С.В., Генеральный директор ООО НПК "Пожхимзащита"

Представители более 80 российских предприятий, разработчиков и производителей продукции противопожарного назначения создали общественную организацию «Палата пожарно-спасательной отрасли». Какие задачи стоят перед новой структурой? Ответ на этот и другие вопросы попытались найти авторы статьи — делегаты первого съезда нового общественного объединения.

Слишком много свободы

Состоялся первый съезд общероссийского отраслевого объединения работодателей «Палата пожарно-спасательной отрасли». Что же заставило бизнесменов из Тамбова, Рязани, Новосибирска, Санкт-Петербурга и еще многих регионов России оставить свои дела, тратить время и деньги на создание структуры, накладывающей определенные ограничения на их деятельность? Зачем загонять себя в какие-то дополнительные рамки, добровольно принимать лишние обязательства в условиях свободных рыночных отношений? Объяснить такой феномен можно только одним: слишком много оказалось рыночной свободы, где-то она уже стала мешать, вот и понадобился дополнительный регулятор, причем свой, близко стоящий к насущным проблемам отрасли.

Делегаты съезда представляли разные направления деятельности по разработке, производству, внедрению и эксплуатации противопожарной продукции, однако проблемы, озвученные в их выступлениях, в абсолютном большинстве случаев оказались общими. В числе наиболее значимых назывались: несовершенство нормативной базы; отсутствие должного контроля качества изделий и услуг (что приводит к распространению контрафактной и сфальсифицированной продукции); применение демпинговых цен; коррупционные схемы тендерных и конкурсных закупок и многое другое, негативно влияющее на обеспечение пожарной безопасности.

Участники съезда не тешат себя иллюзиями, что вновь созданное добровольное отраслевое объединение, как некий сказочный богатырь, быстро расправится с накопившимся ворохом проблем. Но есть твердое понимание — этот растущий ворох проблем нужно разгребать, точка невозврата еще не пройдена. Еще есть время, силы и возможности затормозить негативные процессы и развернуть их в обратную сторону. Есть также и понимание, что основными путями решения накопившихся проблем являются укрепление взаимодействия бизнес-сообщества с государственными органами, налаживание более тесных внутриотраслевых и межотраслевых взаимовыгодных связей, координация действий и сложение сил для решения общих задач.

Две крайности

У производителей пожарно-спасательной продукции и государства есть общая благородная задача — обеспечение пожарной безопасности граждан. Очевидным является факт, что без взаимодействия государства и общества здесь никак не обойтись, такое взаимодействие всегда было, есть и будет. Вопрос в том, насколько тесным должно быть сотрудничество и какие его формы являются оптимальными. Были времена, когда государство полностью регулировало все процессы, а производители сами были частью государственной системы. У них не было необходимости строить товарно-денежные отношения, была только одна забота — выполнять установленные производственные планы. А какую продукцию выпускать, по какой документации, где и как ее будут реализовывать, их не касалось.

Полное государственное регулирование — это одна крайность. Но сегодня находятся горячие головы, которые пытаются увести нас в другую крайность, к чисто рыночным отношениям. Потребитель, мол, сам разберется, сколько и какой продукции ему нужно, спрос породит здоровую конкуренцию, победят лучшие изделия, общественный контроль навсегда изгонит фальсифицированные и контрафактные товары. Разработчики и производители будут иметь полную свободу делать все, что пользуется спросом и продается, потребители смогут покупать то, что им больше нравится, в итоге все заживут счастливо.

Такая схема подходит, скажем, для пива или колготок: потребитель в состоянии определить, что ему больше нравится, и рублем проголосовать за свой выбор. Роль государства в таких отраслях сводится лишь к контролю безопасности продукции и соблюдению законодательства в области торговых отношений. Но есть такие виды изделий, которые выпускаются исходя из требований общественной безопасности. Никто не спрашивает у налогоплательщиков, сколько и каких танков или ракет нужно изготовить в год за их деньги. В любой стране формирование и контроль выполнения оборонного заказа, обеспечение комплексной безопасности являются прерогативой государственных органов. В обозримом будущем роль государства вряд ли отомрет в целом ряде отраслей. Например, в регулировании рынка лекарственных средств, хотя здесь свободы больше, чем где бы то ни было, а у самих потребителей в лице врачей и их пациентов есть возможность выбирать лекарство из нескольких разрешенных государством средств одинакового назначения. Можно приводить массу других примеров, когда государство в той или иной степени регулирует рыночные отношения.

Оптимальный вариант сотрудничества

Не вызывает сомнения, что рынок продукции и услуг пожарно-спасательной отрасли не может обходиться без определенного государственного регулирования. Вопрос состоит лишь в том, как правильно установить оптимальную границу между государственными и рыночными механизмами. По нашему мнению, многие специалисты объединились в новую общественную организацию прежде всего для решения этой проблемы. Никто не собирается жертвовать своей экономической свободой, но когда ее слишком много, то рынок начинает превращаться в базар, где можно

творить все что угодно. Там, где авантюристы всех мастей в погоне за рублем начинают кроить под себя нормативную базу, лепить изделия из негодного дешевого сырья и прикрывать их липовыми сертификатами, полученными по результатам телефонного контроля производства, где основным условием победы на конкурсных торгах становится откат, где разворачивается кампания по травле государственных надзорных органов, которые якобы «кошмарят бизнес», — там, на этом базаре, честным производителям делать нечего. Придется либо самим вставать в ряды авантюристов, либо вступать в борьбу с этой рыночной «свободой». А бороться гораздо эффективнее общими усилиями.

Что могут получить государственные органы от взаимодействия с Палатой и на какую помощь могут рассчитывать члены Палаты? Окажется ли новая организация помощником и партнером государственных структур или будет выпрашивать подачки и выбивать преференции для отдельных своих членов? Ответы на эти и многие другие вопросы даст только время. Пройдет полгода-год, и уже станет видно, каковы возможности нового объединения и каким курсом оно движется. Сейчас мы можем только предполагать, что является потенциально интересным для государственных организаций. По нашему мнению, прежде всего, это кадровый потенциал отрасли. При нормальных взаимоотношениях федеральные и территориальные органы государственной пожарной службы получают дополнительный инструмент, способный оказать существенную помощь в решении многих задач, в частности, по разработке нормативных документов, контролю качества продукции, внедрению новых изделий, материалов и технологий, проведению экспертиз, пропаганде мер обеспечения пожарной без- опасности и т.п.

Нормотворчество

Сегодняшняя нормативная база России в области пожарно-спасательной продукции и услуг нуждается в серьезной доработке и переработке в свете новых задач, связанных с Таможенным союзом, вступлением в ВТО. У государственных органов не так много сил, чтобы быстро охватить этот огромный объем работ по нормотворчеству. В то же время, предприятия и организации, входящие в Палату, прямо заинтересованы в совершенствовании и разработке нормативных документов, регламентирующих выпуск и обращение их продукции. Они имеют в своем составе немало высококвалифицированных специалистов, в том числе таких, которые в недавнем прошлом сами, находясь на государственной службе, участвовали в создании нормативной базы пожарно-спасательной отрасли. Налицо все условия для организации совместной деятельности, только была бы на то воля соответствующих должностных лиц. При этом может возникать вопрос: в чем роль объединения производителей? Ведь находились помощники государственным органам и раньше, без услуг новой общественной организации. Находиться-то находились, вот только дела их не всегда были направлены на пользу российскому государству и его гражданам. В выступлениях на съезде приводился пример, как в регламенте Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» требования к защитным свойствам фильтрующих самоспасателей, используемых при пожарах, снижены в десятки раз по сравнению с действующим российским законодательством. В результате на рынки стран Таможенного союза открывается широкая дорога для дешевой низкокачественной продукции, в первую очередь из стран Юго-Восточной Азии. Отечественным производителям придется либо резко снижать себестоимость своей продукции за счет качества, либо прекращать ее производство. Ни тот, ни другой путь не вписывается в политику государства, призывающего предпринимателей внедрять инновационные технологии, выходить на мировой уровень качества изделий, создавать рабочие места, повышать собираемость налогов и т. д.

Подобный казус не может случиться, если эксперты берутся за разработку нормативных документов или за решение любого другого вопроса не для проталкивания своих частных интересов, а по поручению объединения большинства участников рынка. Интересы такого объединения не могут идти вразрез с государственными, иначе его не нужно и создавать. Проект документа или решения не может представляться в государственный орган без предварительной экспертизы всеми заинтересованными членами общественной организации и выработки консолидированного мнения.

Контроль качества

Общественная организация может оказать немалую помощь государственным органам и в обеспечении качества продукции. Действующая сегодня система контроля качества не может полноценно решать стоящие перед ней задачи. Выдаваемые сертификаты не являются гарантией качества продукции даже при своевременно проводимом инспекционном контроле. На сертификацию и контроль может представляться одна продукция, а на рынок выходить совсем другая. Как победить в конкурсных торгах, где основным критерием является самая низкая цена изделия? Всегда есть искушение снизить себестоимость, что достигается в ущерб качеству. Участники съезда бурными аплодисментами отметили выступление, в котором была заявлена готовность поддержать многократное ужесточение контроля. В таком заявлении нет популизма, любому нормальному человеку понятно, что на дешевой и некачественной продукции можно урвать рубль сегодня, завтра — два, а послезавтра быть разоблаченным и лишиться бизнеса. Для тех, кто пришел на рынок надолго и с серьезными намерениями, такой путь является неприемлемым. Честные производители искренне хотят исключить из рынка недобросовестных конкурентов и готовы наладить законные механизмы общественного контроля, но без взаимодействия с официальными органами, имеющими полномочия отзывать сертификаты, приостанавливать или прекращать выпуск некачественной продукции, здесь не обойтись.

Да и одни ли добросовестные производители нуждаются в контроле продукции противопожарного назначения? Часто звучат лозунги ушлых любителей дешевого популизма, обвиняющих надзорные органы в удушении бизнеса своими непомерными требованиями по приобретению огнетушителей, пожарных извещателей, средств защиты и спасения и т.п. Узнать истинную цену такой критики очень легко: нужно взять и подсчитать долю расходов на пожарную безопасность в структуре общих расходов любой компании. И тогда становится понятно, что вовсе не эти затраты, составляющие несчастные доли процента, тормозят развитие малого и среднего бизнеса в стране.

Безопасности не может быть слишком много, а самое заинтересованное лицо в поддержании ее высокого уровня — это сам гражданин, чье конституционное право на безопасность должно обеспечиваться государственными органами, частными и общественными организациями. И не нужно роптать горе-руководителям, будто их принуждают закупать ненужную продукцию, которая пролежит без дела, а потом еще и думать надо, куда ее определить после списания. От всей души хочется пожелать, чтобы так оно и было, чтобы пожар никогда не пришел в ваш офис или дом. Только такое уж страшное явление этот пожар, что никого не предупреждает о своем приходе и не щадит ни малого, ни среднего бизнесмена. Так что давайте поймем, что лучше быть «закошмаренным» надзорными органами, чем задыхаться в дыму, проклиная тот день, когда решил сэкономить копейки на противопожарных средствах.

Формирование менталитета, направленного на признание и уважение правил и норм пожарной безопасности — еще одно важное направление совместной деятельности государства и общества. И здесь не обойтись только методами пропаганды и убеждения, контроль и принуждение совсем не помешают.

Будущих совместных дел Палаты с государственными органами и общественными организациями можно назвать еще много, только лучше их делать. Для успеха наших начинаний хочется пожелать, чтобы члены Палаты быстро научились вырабатывать консолидированное мнение по всем, даже самым острым, вопросам, а государственным органам — научиться прислушиваться к консолидированному мнению отрасли и не идти на поводу у отдельных ее представителей.

Сергей Гвоздев,
член президиума правления Палаты пожарно-спасательной отрасли

Николай Матвиенко,
технический директор ООО «НПК Пожхимзащита»

 

Источник: http://pojdelo-journal.ru/edition/51517/document887757/