Общероссийское отраслевое объединение работодателей «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

Федеральная Палата подготовила заключение на межгосударственный стандарт «Порошки огнетушащие»

В рамках членства в ТК 274 «Пожарная безопасность» председатель Правления Федеральной Палаты Мешалкин Е.А. принял активное участие в расширенном совещании под руководством начальника ВНИИПО МЧС России Гордиенко Д.М. по рассмотрению проекта Межгосударственного стандарта "Порошки огнетушащие. Общие требования. Методы испытаний".

 

Совещание прошло в рамках реализации Технического регламента ЕАЭС  №043/2017, который вступает в силу с января 2020 года.

По итогам обсуждения, а также в результате работы технических комитетов Федеральной Палаты, эксперты Федеральной Палаты сформулировали и направили в ТК-274 следующие замечания и предложения к проекту стандарта:

  1. В разд. 1 ограничить распространение стандарта только на порошки для первичных средств пожаротушения (огнетушители), т.к. для порошковых АУПТ и модулей порошкового пожаротушения предусмотренные в проекте стандарта методы испытаний огнетушащей эффективности не имеют физического смысла.
  2. В п.п. 3.7 и 3.8 для понятия «Очаг пожара модельный» в определении вместо слов «для испытаний пожарной техники» во избежание противоречия со ст. 42 ФЗ № 123 записать «для испытаний первичных средств пожаротушения (огнетушителей)».
  3. В п. 4.1.2 установить конкретное значение показателя доли основного огнетушащего компонента в составе порошка с учетом требований п. 4.1.14.
  4. В п.4.2. переформулировать редакцию из объяснительного вида в ОТТ, например, «…во избежание необратимой химической реакции и предотвращения слёживания…».
  5. В п.5.1 уточнить объем испытуемой партии, т.к. он указан только для приемных испытаний (30 кг), а также указать минимальный показатель для понятия «пробы небольшой массы».
  6. В п.5.2.2 при допущении использовать ручной способ уплотнения порошка это означает, что необходимо совершать 120-180 уд./мин. Или 2-3 уд./сек в течение 5 минут (!), что не обеспечит сопоставимость условий и результатов испытаний.
  7. В п.5.3.2 предусматривается просеивание 10 г. (!?) порошка в течение 15-20 минут, а далее используется широкий диапазон навесок (в 5.3.2 – 10 г., в п. 5.4.2 – 20 г., в п.5.5.2 – 14 г, в п.5.6.2 – 50 г). Представляется необходимым унифицировать этот показатель, например, с использованием навески 20 г.
  8. В п.5.6 при определении способности к водоотталкиванию не понятен физический смысл проводимых испытаний.
  9. В п.5.8.2 в отношении влажности брусков древесины в штабеле необходимо установить конкретный показатель.
  10. В п.п.5.8.3 и 5.9.3 в формулировке «тушение начинать с расстояния, безопасного для оператора», записать, например, «но с расстояния не менее 1 метра».
  11. В п.5.9.3 в 4-м абзаце уточнить формулировки, т.к. причиной разрушения штабеля не может быть влажность древесины, использование антипиренов и т.п.
  12. В приложении А учесть недопустимость внесения в проект стандарта насадка конкретного производителя.
  13. В приложении Б вновь для испытаний на модельных очагах 2А и 55В предусматривается ветрозащитная испытательная камера размерами 12х16х7м, что ограничивает конкурентные возможности ряда аккредитованных организаций, а также не учитывает достаточно широкие возможности проведения таких испытаний с использованием соответствующих производственных и складских помещений существенно больших размеров, с достаточным режимом воздухообмена, системами дымоудаления после проведения испытаний и т.п.